Степан Васильевич Процюк — современный украинский писатель, которого по праву считают одним из наиболее контрверсионных интеллектуалов современности. Родился 13 августа 1964 года в селе Куты, что на Львовщине (ныне Бусский район), в семье политзаключенного, что уже с детства наложило глубокий отпечаток на его мировоззрение.
Когда Степану было несколько лет, семья переехала в Ивано-Франковскую область, где и прошло его детство. Окончил Ивано-Франковский педагогический институт, а затем — аспирантуру Института литературы НАН Украины. Имеет степень кандидата филологических наук, преподает современную украинскую литературу в национальном университете Прикарпатья. Женат, отец двух сыновей. Более 20 лет был членом Национального союза писателей Украины.
Его литературный путь начался с участия в легендарной литературной группировке "Новая дегенерация" вместе с Иваном Андрусяком и Иваном Ципердюком. Именно по этой коллективной инициативе 1992 года вышел его первый поэтический сборник "На острие двух правд", предисловие к которому принадлежало Юрию Андруховичу. В 1990-х группа стала заметным явлением в национальной литературе, способствуя разрыву с советской поэтикой и открытию новых форм письма.
Дальнейшее поэтическое творчество Процюка представлена сборниками "Апологетика на рассвете" (1996) и поэмы "Всегда и никогда" (1999). Однако в дальнейшем писатель неожиданно покинул поэзию, сосредоточившись на прозе, эссеистике и литературной критике. Его первый прозаический дебют — сборник эссе "Рыцари стилоса и кофе’ярень" и книга "Переступление в вакууме" — появились в 1996 году.
2001 год обозначился выходом сборника повестей "Сорвица для нежности", где на первый план выходит исповедальный стиль. Автор экспериментирует с композицией, структурируя произведение в виде фрагментов памяти и психологических монологов, одновременно имеющих выразительную социальную и культурную рамку. Наряду с личностными переживаниями героя проступает горькая реальность тоталитарного наследия.
Следующие повести — "Серафимы и мизантропы" (2002) — углубляют психоаналитические и экзистенциальные темы. Здесь проявляется заинтересованность Трудова в глубинных внутренних процессах человеческого сознания, в осмыслении травм, формирующих личность.
2002 стал также годом его романного дебюта — "Инфекция". Это произведение стало ярким проявлением авторского метода: сочетания фрагментарного повествования, критических интермедий, социального диагноза. Центральной идеей является отравленность украинского общества чужой культурной матрицей и языковой подменой.
"Жертвоприношение" — роман, до сих пор остающийся в тени, не издан отдельной книгой. Он раскрывает конфликт личности поэта в условиях агрессивной потребительской реальности. Другой роман – mdash; "Тотем" (2005) — углубляет философскую линию автора: здесь фигурируют темы смерти, фетишизма, страха и поисков себя.
Не менее важную роль в творчестве Процюка играет эссеистика. Его сборник "Канатоходцы" (2007) — это попытка противостояния фальшивому в современном мире. Автор пишет о настоящем, отвергая полуправду и симулякры.
В 2008 году писатель открыл еще одну страницу своего творчества — подростковая проза. Его трилогия о Маше и Костике стала популярной среди молодежи. В то же время, он выпускает биографическую книгу о выдающихся украинских художниках, которая также адресована подростковой аудитории.
В 2010 году вышел эссеистический сборник "Анализ крови", где текст выступает как акт внутренней очистки и психотерапии. В том же году — роман "Роза ритуальной боли", разворачивающая внутренний мир Василия Стефаника, его тревоги, боли, надрывы.
В 2010-2011 годах Степан Процюк завершает свою "психиатрическую тетралогию" романом "Разрушение куклы", который раскрывает раздвоенность бытия современного человека, его разрыв между представлениями и реальностью.
В романе "Маски опадают медленно" (2011) писатель обращается к фигуре Владимира Винниченко, демонстрируя глубокий психоаналитический подход. В тексте точно передан и конфликт внутреннего "я" героя и общественные механизмы, деформирующие личность.
В том же году увидела свет эссеистическая книга "Тени появляются на рассвете" — об одиночестве, страхе, любовных зависимостях, борьбе с пустотой. А в повести "Бойся головой к стене" автор глубоко и трагически рассматривает тему потери и непонимания между поколениями.
2013-го вышел роман "Черное яблоко" — последняя часть психобиографической трилогии, где изображен сложный психоэмоциональный портрет Архипа Тесленко. Автор исследует внутренние конфликты, разочарование, любовь, братские противостояния.
Следующий сборник — "Треугольник" (2014) — включает новую версию романа "Инфекция", эссе и интерв’ю. В романе "Десятая строчка" разворачивается драма трех поколений — дед, отец, внук — и возникает глубокая философия исторической памяти.
В 2015 увидел свет роман "Под крыльями великой Матери" — еще одно глубокое произведение, в котором на первый план выходит вопрос связи человека с первоосновами бытия.
Писатель активно выступает перед читателями как в Украине, так и за рубежом, в частности, в Кракове и Берлине. Многократный лауреат престижных премий: "Кур’ер Кривбасса", "Благовест", имени И.А. Франко и В. Стефаника. Роман "Инфекция" был номинирован на Шевченковскую премию.
Его произведения переведены на немецкий, словацкий, русский, азербайджанский языки. В 2012 году поступил в Украинский центр Международного ПЭН-клуба, а в 2015 году получил звание "Золотой писатель Украины".
Степан Процюк — это не только голос своего поколения, но и тонкий психолог, философ, летописец души, который не боится говорить о самом болезненном и интимном в человеке.




