Полонский Радий Федорович
Радий Федорович Полонский — писатель с мощным голосом и самобытным стилем, прошедший долгий и насыщенный творческий путь, оставив весомый след в украинской литературе. Родился 12 октября 1930 года в Харькове — городе, который не раз звучит в его произведениях и будет проявлять себя как эмоциональный и культурный центр в его литературном мире.
Свое детство Радий провел в довольно неспокойное время. Вторая мировая война заставила его вместе с семьей покинуть родной Харьков. они были эвакуированы в Ташкент. Там, на чужбине, формировалось его первое представление о мире, человеческой силе и уязвимости, о правде и несправедливости. По возвращении домой Радий окончил 102-ю городскую школу, а затем поступил на филологический факультет Харьковского государственного университета, где избрал специальность журналиста.
Его путь в литературу начинался через слово публицистическое: работал в разных газетах, по радио, в информационных редакциях, но со временем все больше тяготел к художественной прозе. В 1964 году он был принят в ряды Союза писателей Украины — важное признание тогдашней литературной среды.
Полонский активно включился в литературный процесс. На протяжении более полувека он являлся неотъемлемой частью культурной жизни страны. В период обретения Украиной независимости Радий Федорович возглавил харьковскую писательскую среду, став не только творческим лидером, но и нравственным ориентиром для младших коллег.
В его наследии — более 20 книг прозы и драматургии. Особое место занимают произведения, отражающие историческое прошлое Украины, ее героические и трагические страницы, а также глубокое внимание к психологии современного человека. В его текстах легко узнать честный, иногда суровый, но всегда проницательный авторский взгляд.
Среди его книг для детей — такие известные названия, как «Почему молчал телефон» (1962), «Тайна страны земляники» (1964) и «Сказка об украденной кукушке» (1986). Эти произведения не просто развлекают, но и воспитывают, побуждают к размышлению, формируют чувствительность к добру и справедливости. Кстати, по мотивам сказки «Тайна страны земляники» в 1973 году студией «Киевнаукфильм» был снят одноименный мультфильм, ставший классикой украинской анимации.
Его взрослая проза тоже поражает жанровым разнообразием: романы, повести, пьесы. Среди известнейших романов — «Яблоки пахнут снегом» (1967), «Остров чудаков» (1978), «Жизнь — как день, так и день — как вечность» (1983), «Осенние акварели» (1986). У них — глубокая человечность, философская насыщенность и тонкое чувство времени.
Его повести — «Краткое замыкание», «Крылья моего города», «Сговор бездны», «Сто часов сомнения» — это всегда честный разговор с читателем. В них звучит горькая правда о человеческих страхах и надеждах, о границах возможного и невозможного.
Драматургия Полонского — отдельная страница его творчества. Пьесы «День тяжелых решений», «Мирный двадцать первый», «Шаги на брусчатке», «Иван Рипа и 12 апостолов» свидетельствуют не только его мастерство как драматурга, но и его способность через сценическое слово доносить до зрителя сложные нравственные и исторические дилеммы.
Библиография Радио Полонского
(список с уточнением жанра и дат)
Романы:
«Между нами Вселенная» (1963)
«Добрый день, неожиданность!» (1965)
«Яблоки пахнут снегом» (1967)
«Без оружия» (1967–1970)
«Остров чудаков» (1978)
«Жизнь — как день, так и день — как вечность» (1983)
«Осенние акварели» (1986)
Сборники:
«Весна на рельсах» (1960)
«Почему молчал телефон» (1962)
«Тайна страны земляники» (1964)
«Остров чудаков» (1978)
«Осенние акварели» (1986)
«Избранное» (1990)
Повести:
«Любили парни девушек»
«Я остаюсь» (1962)
«Помогите богу морей» (1971)
«Крылья моего города» (1977)
«Краткое замыкание» (1978)
«Заговор бездны» (1981)
«Сто часов сомнения» (1981)
П’еси:
«Иван Рипа и 12 апостолов»
«Помогите богу морей»
«Шаги на брусчатке»
«День трудных решений» (1975)
«Артем»
«Мирный двадцать первый» (1980)
Радий Полонский принадлежит к той когорте украинских писателей, которые не подстраивались под литературную конъюнктуру. Его тексты всегда оставались искренними, проницательными и живыми. Его литературный голос, лишенный пафоса, но полон достоинства и глубины, остается актуальным и сегодня.




