Александр Николаевич Подсуха
Родился 16 октября 1918 года в селе Нижиловичи Киевской области, в семье сельского кузнеца, Александр Подсуха с детства был окружен простым, но глубоко народным миром. Окончив семилетнюю школу в соседнем селе, юноша сделал первые шаги к высшему образованию: поступил на рабфак Киевского лингвистического института, где изучал языки и литературу. Через два года продолжил обучение в Харьковском педагогическом институте иностранных языков, где получил филологическую подготовку.
Уже на заре своей карьеры Подсуха проявил себя как педагог — преподавал в Донецком индустриальном институте с 1939 по 1941 год. С началом второй мировой войны его жизнь кардинально меняется: он идет на фронт и как поэт-воин проходит все испытания войны. Именно в окопах вызревают образы будущих стихов — глубокие, проницательные, честные. Его творчество, как и судьбы многих писателей-фронтовиков — Олеся Гончара, Григория Тютюнника, Платона Воронька — родилась из боли и надежды.
После войны Александр Подсуха возвращается к преподавательскому труду — читает курсы английского языка в Киевском педагогическом институте им. Горького. В то же время активно включается в литературный процесс: с 1953 по 1958 год возглавляет литературный журнал «Днепр», впоследствии становится заведующим редакции серии «Романы и повести» в том же издательстве. Его влияние на литературную среду того времени было значительным, ведь именно благодаря таким редакторам на свет появлялись новые имена и печатались произведения, формировавшие украинскую культуру.
С 1973 по 1979 годы Подсуха занимал должность председателя Общества культурных связей с украинцами за рубежом. В этой роли он сумел наладить многочисленные связи с украинской диаспорой, расширить горизонты культурного обмена, а также рассказывать миру о литературных достижениях родного края.
Поэтическую деятельность Подсуха начал еще в студенческие годы, но первый сборник — «Солдаты мира» — увидела свет только в 1948 году. Она стала художественным отражением военного опыта и глубокой веры в мирное будущее. Далее выходят сборники «Жизнь за нас» (1950), «Слово о наших друзьях» (1951), в которых доминирует идея человеческого достоинства, памяти и жертвенности.
В 50–60-х годах Подсуха проявляется также как прозаик. Его книга « Лицом к лицу. Непридуманные истории» (1962) засвидетельствовала его внимание к деталям человеческой судьбы, искренности и психологической тонкости. В то же время поэт не оставляет лирику: выходят сборники «Героика» (1951), «Иду на зов» (1965), «Капли» (1966), «Рассказ» (1969). И особенно заметным явлением стала «Полесская трилогия» (1962) — стихотворный роман, в котором автор искусно переплел интимное с эпическим, личное с народным.
Международные путешествия дали Подсухе новый толчок для творчества. В 1962 году, как стипендиат ЮНЕСКО, он побывал в Канаде, Англии, Франции, США. Эта поездка вдохновила его на создание цикла стихов «Канадская тетрадь», вошедшая в сборник «Материно завещание» (1964). Именно одноименная поэма стала одним из его лучших произведений, написанных в лиро-эпическом жанре. Основанная на автобиографическом материале, она воплощает не только личную память о матери, но и размышления об Украине, роде, обязанности и любви.
Творчество Александра Подсухи — это глубоко национальная поэзия, проникнутая философией сердца, исторической памятью и тонким лиризмом. Он умел чувствовать настроение эпохи, не теряя для этого личного звучания. Его поэтическое слово — чистое, напевное, правдивое — осталось в литературе как живое напоминание о пути человека, прошедшего сквозь войну, служение и любовь к Украине.




