Панько Педа (Пантелеймон Михайлович Педа)
Пантелеймон Михайлович Педа, известный в литературном мире как Панько Педа, родился 23 декабря 1907 в селе Жванец на Подолье. Его раннее детство было омрачено нестабильностью и переселениями: вскоре после рождения семья вынуждена была переехать в Тростянец, впоследствии — в Старую Осоту на Чигиринщине, а позже — в Сокольчее на Киевщине. Семейная жизнь была непростой. Отец вернулся с фронта только в 1927 году, и к тому времени парень фактически рос в детском доме, с детства набатничал, рано почувствовав, что такое одиночество и борьба за выживание.
Несмотря на все трудности, Педу удалось получить образование. В 1932 году окончил филологический факультет Одесского института народного образования. Его профессиональная деятельность связана с преподаванием украинского языка и литературы: сначала в общеобразовательной школе, впоследствии — в Одесском сельскохозяйственном институте. Также он занимал должность заведующего литературной частью в Одесском оперном театре, что свидетельствует о его глубоком вовлечении в культурную жизнь.
Первое свое стихотворение молодой поэт напечатал в 1923 году в журнале «Красные цветы». Его поэзия, полная метафор, символов, эмоционального воодушевления, отличалась тонкой лирикой и глубокими аллегориями. Однако самое поэтическое слово впоследствии стало ему приговором.
17 декабря 1937 года Панька Педа была арестована органами НКВД. Официальное обвинение звучало абсурдно, но трагически типично для тех пор: «сын кулака, скрывал свое социальное происхождение, в произведениях проводил националистическую линию, агитировал за отделение Украины от СССР, ориентируя культуру на Западную Украину». Обвинением служила и его принадлежность к церковному хору в детстве, и участие в литературном процессе.
Под давлением следователей Педа подписал так называемое "искреннее признание", где признавал себя националистом, "зараженным петлюровской идеологией", и даже якобы участником "контрреволюционно-террористической организации", автокефальная церковь. Всю эту конструкцию строили на стихах, которые якобы имели скрытую антисоветскую сущность, например поэма «День-ночь». В поэтическом образе, где ночь приходит после белого, перламутрового дня и уничтожает его, следователи увидели метафору уничтожения украинской нации советской властью.
23 декабря 1937 года тройка при НКВД вынесла смертный приговор. Через четыре дня — 27 декабря — Панька Педа была расстреляна.
При жизни поэта вышел только один сборник — «Первый рейд» (1931), которая оставила после себя упоминание о его голосе в украинской поэзии. Он также занимался переводами: в 1932 году вышел в свет его перевод сборника стихов еврейского поэта Х. Вайнермана под названием «К труду».
Все остальные его рукописи, по трагической иронии, были уничтожены. Это сделала его жена — оперная певица Татьяна Соколовская, после гибели поэта вышедшая замуж за... следователя, который вел дело ее мужа.
Панько Педа оставил после себя не только поэтический след, но и символический образ человека, который жил словом, верил в идеалы, платил за них высшую цену и навсегда остался частью украинской литературы, которая рождалась в эпоху большой боли.




