• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Павлычко Дмитрий Васильевич

Биография Павлычко Дмитрий Васильевич

Дмитрий Васильевич Павлычко (28 сентября 1929 г. — 29 января 2023 г.)

Говорят: чтобы понять поэта, следует прочесть его стихи. В случае с Дмитрием Павлычко это утверждение приобретает особую силу. Его поэзия стала хроникой личных переживаний, духовного формирования, гражданской позиции и болезненной правды о судьбах украинского народа. Его строки не только лирические или метафорические, но и свидетельствуют о драматизме времени, в котором ему пришлось жить и творить.

Дмитрий Павлычко родился 28 сентября 1929 года в гуцульской деревне Стопчатов на Ивано-Франковщине (на то время – территория Польши). Он происходил из бедной крестьянской семьи. Его детство – mdash; это фрагменты строгой реальности: потребность, тяжелый труд, чужой язык в школе и постоянное издевательство за украинское происхождение. Все это легло в основу его поэтических строк. Уже в ранних произведениях, в частности в стихотворении "Две елки", чувствуется болезненная правда: мальчик вынужден продавать елку, чтобы купить еды для больной матери. Это больше, чем личное воспоминание — это символ горькой судьбы гуцульской бедноты.

С приходом советской власти в сентябре 1939 года для многих галичан наступила новая эпоха. Юный Павлычко, как и многие его сверстники, воспринял это как возможность получить образование на родном языке, читать украинские книги. Эти надежды явились источником раннего вдохновения, рождением поэта. В стихотворении "1939 год" он трогательно вспоминает, как в школах зазвучал украинский язык, как рождалась вера в будущее. Однако со временем пришло понимание, что за новыми возможностями стоит новая система угнетения.

Его ранняя поэзия не избежала влияния официальной риторики. Он искренне писал о партии, об освобождении, о новой Родине. Но даже тогда у Павлычки не исчезала внутренняя тревога, тонкое чувство фальши, потребность в честности. Уже в более поздних стихах поэт будто просматривает те тексты, понимая, что за ними стояли незнакомые еще репрессии, депортации, аресты. Но он не отвернулся от собственных эталонов. Его удержала от конъюнктуры глубокая любовь к Украине.

В стихотворении "В детском сердце жила Украина" Павлычко вспоминает, как в школе его заставляли вставать на колени за украинский язык, но он не отрекся от него. Для него язык — не только средство общения, но символ внутренней свободы. Это мнение он развил в ряде стихов, в частности в знаменитом сонете "Если бы я потерял глаза, Украина...", где утверждает, что даже в темноте, даже слепым, он слышал бы родной язык — столь глубоко она вписана в его сознание.

В 1958 году выходит сборник "Правда зовет!" — и это подлинный вызов. Несмотря на внешнюю лояльность, цензура не сразу распознала в ней гневное осуждение тоталитаризма. Но, когда прозвучал голос несогласия, произведения стали опасными. Почти весь тираж был уничтожен. Павлычко смело выступил с критикой системы, которая убивает дух и язык народа, коварно маскируя насилие под освобождение.

Его произведения о родном языке — это своеобразная поэтическая трибуна. Стихи "Ты отрекся от языка родного", "Письмо к одному знакомому в делах филологических", "О родное слово..." — это уже не просто эмоциональные возгласы, а глубокие философские размышления о человеческом существе, достоинстве, памяти. Поэт верит, что отречение языка — это нравственная смерть, духовная стерильность, утрата права быть частью нации.

В своих философских произведениях Павлычко часто обращается к образам света и тьмы. В сонете "Взгляд в колодец" свет — это не просто физическое явление, а воплощение добра, ума, любви, вдохновения. Тьма же — символ страха, уныния, лжи. Но без тьмы свет не может полностью проявиться. Этот контраст — суть мировоззрения поэта, его глубокое понимание жизни.

Одной из самых острых стихов является сонет "Голгофа" — аллегория мученичества гениев человечества. В нем поэт упоминает именные фигуры культуры — Овидия, Джордано Бруно, Шевченко, Стуса — и противопоставляет им народ, предающий своих пророков. Больше всего ужасает даже не смерть художника, а то, как общество стремится реабилитировать преступника, вызванного этой смертью.

Да Павлычко был не только гражданским и философским поэтом. В его творчестве ярко выражена интимная лирика. В сборнике "Тайна твоего лица" (1974) — нежные, глубокие, страстные стихи о любви. Они пронизаны не только чувством, но и философским осмыслением красоты и единства телесного и духовного. Его любовная поэзия — земная и метафорическая одновременно.

Поэзия Павлычко стала также источником для музыкального искусства. Его песня "Два цвета" — настоящий символ украинской души, любимое произведение многих поколений. Другие его произведения тоже обрели вторую жизнь в музыке.

Поэмы Павлычко — это эпические холсты, в которых он изображает жизнь украинского народа, его страдания, борьбу, мечты. Они наполнены символами, глубокой психологией, внутренней драматургией. А детская литература, созданная им, сохраняет простоту, ноне упрощает содержание. "Золоторогой Олень", "Дядя Дождь" — это сказки, обучающие добру, искренности, любви к миру.

Дмитрий Павлычко был и проницательным литературоведом. Его критические труды — не сухой анализ, а эмоциональный рассказ, полный глубоких смыслов. В трех больших сборниках — "Магистралями слова", "Над глубинами", "У мужественного света" — он осветил фигуры классиков украинской и зарубежной литературы, обогатил понимание культуры. Его слова о Рыльском, Малышке, Франко, Шевченко — это не просто оценки, а душевные портреты.

Как переводчик, он открыл украинскому читателю бесценные имена — Хосе Марти, Никола Вапцарова, Шекспира. А как политик и дипломат, боровшийся за украинскую независимость, представлял свою страну на международном уровне с достоинством и честью.

Его фигура — противоречива, но величественна. В нем соединились лирический художник и жесткий гражданин, философ и детский сказочник, влюбленный мужчина и непримиримый борец. Он оставил после себя огромное духовное наследие, в котором каждый найдет свое — и правду, и боль, и любовь, и несокрушимую веру в Украину.