Юрий Пархоменко (25 октября 1927 г. — 22 ноября 1973 г.) — украинский советский художник широкого творческого диапазона: поэт, прозаик, сатирик, редактор, сценарист, композитор, певец, художник. Человек многогранного таланта, оставивший заметный след в области кино, литературы и журналистики.
Родился в живописном селе Щасновка на Черниговщине — обычном украинском селе, с которого начался путь художника, впоследствии охватившего обширную культурную географию страны. Несмотря на тяжелые послевоенные обстоятельства, Пархоменко стремился к знаниям, и это стремление привело его в Киевский государственный университет. Там, на факультете журналистики, он сформировался как специалист слова, окончив обучение в 1965 году.
После университета Юрий Васильевич работал фельетонистом в популярном журнале "Перец", который в советские времена был центром сатиры, юмора и скрытой иронии. Писатель обладал тонким чувством слова, остроумием, стилистической пластикой и умел обращаться к читателю на понятном, живом языке.
В 60-е годы его профессиональный вектор постепенно переходит к кинематографу. На киностудии имени Александра Довженко Пархоменко работает редактором, а затем и сценаристом, вкладывая свою энергию и литературное мастерство в создание художественных фильмов, которые со временем войдут в золотой фонд украинского кино.
Однако его творчество не ограничивалось только сценарным делом. Он был автором лирических стихов, повестей, новелл, а также юмористических текстов. Его книги — в частности повесть "Мартовские колокола", поэтический сборник "Мои настроения", сборники новелл и юмора — остались вне официальной печати при жизни из-за советской цензуры. Многие произведения не прошли идеологический контроль, хотя с литературной точки зрения обладали значительной художественной ценностью. Пархоменко был среди художников, чьи идеи опережали эпоху, а позиция — часто не совпадала с официальной линией.
Его жизнь оборвалась трагически 22 ноября 1973 года. По завещанию, Юрия Васильевича похоронили в родной Щасновке — на той земле, из которой он вырос и которую всегда носил в сердце.
В кинематографе Пархоменко оставил после себя немало весомых работ. Как редактор он участвовал в создании таких фильмов:
"На Киевском направлении" (1967)
"Эта твердая земля" (1967)
"Вечер на Ивана Купала"
"Разведчики" (1968)
"Тяжелый колос" (1969)
"Ни одного дня без приключений" (1972)
"Огонь" (1974) и др.
Как сценарист, Юрий Пархоменко работал над фильмами:
"Улица вдовьих снов" (1966)
"Из скуки" (1968, в соавторстве)
"Мать шла к сыну" (1968)
"Разведчики" (1968)
"Дума о Британке" (1969)
"Инга" (1972)
"Выбор" (посмертно)
"Среди степи" (посмертно)
"Когда человек улыбнулся" (1973, в соавторстве)
"Земные и небесные приключения" (1974)
"Среди лета" (1975, в соавторстве) и другие
Несмотря на короткую жизнь, Юрко Пархоменко успел проявить себя в разных творческих сферах. Он был человеком, тонко чувствовавшим культуру, работавшим на ее развитие в неблагоприятные времена, оставаясь верным себе. Его многогранный талант, глубокая эмоциональность и любовь к слову стали той внутренней опорой, которая позволяла ему творить даже в тени цензурных ограничений.
Его имя стоит того, чтобы его помнили — не только как редактора и сценариста, но и как художник с сердцем и голосом, звучащий сквозь десятилетия.




