Леонид Пахаревский (*16 (4) сентября 1883 г., с. Щербашинцы, ныне Богуславский район Киевской области — † 1938?) — многогранная и трагическая фигура в истории украинской культуры. Писатель, переводчик, актер, театральный режиссер, журналист и педагог. Его жизнь — это сложная мозаика таланта, жертвенности и драматических испытаний суток.
Окончил Музыкально-драматическую школу Николая Лысенко, а также Киевский университет. Учебу в школе искусств начал еще в 1895 году. Тогда же активно приобщался к любительским спектаклям вместе с супругой Валерик. Уже в 1904 году вместе с К. Стеценко создал драматический кружок в Лукьяновском народном доме, который быстро превратился в настоящую сценическую школу для рабочей молодежи.
Дебютировал в профессиональном театре 7 ноября 1907 года на сцене Театра Николая Садовского под псевдонимом Л. Свирговский. Спектакль "Сто тысяч" и инсценировка "Признание" Чехова (в переводе К. Лосского) стали первыми шагами его театральной карьеры.
По завершении университета вместе с семьей выехал в латвийский город Митани (ныне Елгава), где преподавал русский язык и одновременно создал драматический кружок при местном клубе. Там ставил пьесы Чехова, Тургенева, Ибсена, Гауптмана, демонстрируя незаурядное организаторское и сценическое дарование. Этот этап продолжался до начала Первой мировой войны, после чего семья эвакуировалась сначала в Ригу, а затем вернулась в Украину.
В 1917 году Пахаревский принимает участие в гастролях театра общества "Просветительство" в Воронеже и Полтаве. Вместе с ним на сцене работали Иван Марьяненко, его жена В. Валерик, Н. Дорошенко, А. Потапенко, И. Стешенко — вся когорта тогдашнего украинского сценического цвета.
Литературную деятельность начал в 1905 году. Его художественные произведения — глубоко психологические, лирические, с протестным подтекстом. Самые известные из них: рассказ "Чужой", "Девушка", "Над Дунаем", "Отец". В них звучит возмущение против конформизма, уныния, социального безразличия. Автор сборников "Буденные рассказы" (1910), "Рассказы" (1913), поэтического сборника "Пожелтевшие листья" (1911), а также п&r"Да здравствует жизнь!" (1907), "Тогда, как липы цвели" (1914).
Использовал литературные псевдонимы: Г. Одинец, Л. Чулый, Л. Свирговский, К. Lapidus. Его творчество печаталось в таких изданиях, как "Совет", "Родной край", альманахах "Развлечение", "Терновый венок", журналах "Свет", "Снип"
Переводил произведения Г. Гауптмана, А. Шницлера, К. Гамсуна, Е. Чирикова. Один из самых выдающихся переводческих проектов — перевод романа "Плющ" Грации Деледда, сначала напечатанный в "Литературно-научном вестнике" (1909), а затем отдельным изданием (1912).
Перевод пьесы Чирикова "Евреи" должен войти в репертуар театра Николая Садовского, однако ее постановку в Киеве задержала цензура. Кроме того, на стихи Пахаревского писал музыку К. Стеценко. Так, хоровое произведение "Красная калиночка" стал популярным среди украинской публики.
В 1920-х годах Леонид Пахаревский занимался педагогикой — преподавал на Киевских педкурсах имени Гринченко, являлся директором и учителем истории в школе №50. Именно в этой школе учился будущий выдающийся медик Анатолий Пелещук, позже с благодарностью вспоминавший Леонида Андреевича.
После развода с супругой переехал в Москву, где устроился в тени, опасаясь репрессий, которые накатывались на украинскую интеллигенцию. Там женился второй раз, у него была дочь, однако дальнейшая судьба семьи остается неизвестной. По воспоминаниям В. Валерика, в 1937 году Пахаревский был арестован и сослан на Север, где и погиб, не выдержав тяжелых условий. Точная дата смерти остается неизвестной — по разным источникам, это произошло в 1938 или 1943 году.
Леонид Пахаревский — яркий пример художника, жившего словом, театром, мыслью. Его жизнь была тесно переплетена с историей украинской культуры, ее взлетами, трагедиями и борьбой за достоинство. Его фигура заслуживает возвращения в коллективную память как символ творческого служения народу, заплатившему высокую цену за свободу мысли и искусства.




