• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Осьмачка Тодось Степанович

Биография Осьмачка Тодось Степанович

Тодось Осьмачка остался в украинской литературе как одна из самых трагических и в то же время самых светлых фигур. Он воспринимал свою жизненную драму не иначе как отражение глубокой и длительной трагедии своего народа. Его поэтическое и прозаическое наследие — это летопись боли, веры, надрыва и редкого духовного мужества.

Родился 3 мая 1895 года в селе Куцивка Черкасской области. С детства впитывал в себя богатства народного языка, воображения и песенной поэтики, которые в дальнейшем стали основой его художественного мира. Первые стихи писал еще в детстве, вдохновленный природой, преданиями и сказками. Этот архаично-мифологический мир сопровождал поэта на протяжении всей жизни, придавая его текстам особую глубину.

Поэтическое становление Осьмачки пришлось на период 1917–1922 годов — время революций, освободительной борьбы, новейших исканий в культуре. В 1922 году вышел в свет его первый поэтический сборник "Круча", который сразу отличился среди тогдашней молодой поэзии: ее символистская образность, народный язык, экспрессивный лиризм вызвали интерес в литературных кругах. С. Ефремов отмечал его как одну из самых перспективных сил молодой украинской письменности.

Второй сборник "Скитские огни" (1925) поэт посвятил украинской степи, его истории и душе. Восьмачка искал в прошлом ответы на болезненные вопросы современности, испытывал тревогу за судьбу Украины. В поэзии "На Игоревом поле" он создает новейшую балладу-плач, а в "Гробах в рощах" — символический образ распятого украинского села. Его болели крестьянские восстания, голод, излом надежд. Он глубоко сочувствовал народу и чувствовал его страдания как свои.

В 1929 году выходит третий сборник — "Клекит". В ней поэт достигает трагического максимализма: уныние, гнев, разоблачение тирании, смятение души. Стихотворение "Деспотам" звучит как манифест неповиновения. Хотя официально он адресован врагам из прошлого, все понимали настоящего адресата — советскую репрессивную систему.

Начинается период гонений. Аресты, преследования, психиатрические больницы, попытки побега за границу — все это было для него действительностью. В 1942 году, в разгар войны, он оказывается во Львове, где знакомится с представителями художественной среды. Там он читает отрывки из поэмы "Поэт", которую называл своей "скорбной книгой".

Поэма "Поэт" — эпическое произведение, совмещающее автобиографическое и символическое. Через фигуру Свирида Чички автор ведет читателя сквозь сказочный мир детства, волшебные Карпаты и дальше — через круги тоталитарного ада. Поэма стала своеобразным итогом жизни поэта и символом его духовной борьбы.

Эмигрировав в Германию, а затем в США, Восьмачка активно работает в эмигрантском литературном движении. В 1943 году выходит сборник "Современникам", в 1953 — "Кистицы времени". Его творчество все больше становится элегическим, наполненным ностальгией и болью по потерянной Родине.

Проза Осьмачки — отдельный этап. Повести "Старший боярин", "План ко двору", "Ротонда душегубцев" — это литературный свидетель преступлений сталинизма, глубокий психологический и нравственный анализ обреченности человека в системе. Особенно значима "Ротонда душегубцев" — произведение-взрыв, произведение-осуждение, произведение-память.

В 1961 году в Мюнхене его поражает нервный приступ. Писателя перевозят в США, где он продолжает писать в больнице вблизи Нью-Йорка. Умер Тодось Осьмачка 7 сентября 1962 года, оставив после себя не просто произведения — а духовную исповедь поколения.

Его фигура — это символ одиночества, жертвенности, непокорности. В его поэзии — крик души народа, его страхи и надежды, его глубокая, порой безумная, но искренняя вера в Украину.