Олейник Николай Яковлевич — украинский прозаик, публицист и драматург, чья жизнь и творчество тесно переплелись с бурной историей XX века. Родился 9 марта 1923 года в селе Бышев Киевской области в семье обычных крестьян. Его отец Яков Алексеевич имел начальное образование, а мать Харитина Васильевна была совсем неграмотной. Несмотря на это, в семье царила любовь к труду и искренность во взглядах на жизнь, что впоследствии отразилось в глубоко человечной прозе будущего писателя.
Школьное образование Николая началось 1 сентября 1930 года. В юном возрасте он начал писать стихи, и уже в день своего 16-летия его первое стихотворение, посвященное Тарасу Шевченко, было опубликовано в районной газете. В этот период в нем зарождается тяга к литературному творчеству.
С началом Второй мировой войны Олийнык, будучи студентом первого курса Киевского пединститута, был вынужден покинуть учебу. На фронте он не только участвовал в боевых действиях, но и продолжал писать — стихи, очерки, заметки для фронтовых газет. Он пережил тяжелые бои, был дважды ранен, а его фронтовой опыт стал источником глубокого жизненного содержания многих произведений.
После демобилизации в 1948 году Николай Олейник вернулся на родную землю и стал работать в редакции районной газеты, объединяя журналистику с учебой. Впоследствии перебрался на Волынь, где активно приобщился к культурной жизни края, возглавляя литературное объединение и работая в редакции областной газеты. В этот период он активно писал прозу, исследовал устное народное творчество и формировался как писатель.
В 1966 году вышел в свет сборник «Волынские рассказы», который засвидетельствовал мастерство Олейника как прозаика. С этого момента начался его многолетний творческий диалог с фигурой Леси Украинки. Увлечение ее поэзией, возникшее еще в детстве, вылилось в написание повести «Леся», вышедшей в двух частях. Затем появилась повесть «Одержимая» (1963), позже — «Дочка Прометея», где поэтесса предстает не только как литературный гений, а как человек глубокого внутреннего драматизма.
Отдельную страницу в творчестве писателя составляет трилогия о Сергее Степняке-Кравчинском — «Туда, где бой» (1971), «Жажда» (1972) и «Чужина», которая вместе образовала цикл «Пролог» (1975). Еще одна трилогия — «Жилюки» — включает романы «Большая Глуша» (1965), «Кровь за кровь» (1968) и «Судный день» (1982), в которых изображается жизнь украинского села в непростые послевоенные времена.
Роман «Зерна» (1977) и повесть для юношества «Рассветные росы» (1980) расширили тематический спектр его прозы. Весомую часть творческого наследия составляют и пьесы — «Обновление» (1957), «Одержимая» (1979), а также сборники новелл и повестей: «Слышишь, брат мой» (1959), «При жизни» (1962), «Снегоцвет» (1964), «По красоте» (1967), «Терпкий запах живицы» (1980).
Кроме художественной литературы, Николай Олейник активно занимался литературной критикой и эссеистикой. Его статьи посвящены фигурам выдающихся украинских и зарубежных деятелей культуры, среди которых — Григорий Сковорода, Пушкин, Словацкий, Марко Черемшина, Борис Гринченко, Игнат Хоткевич, Леонид Леонов, Василий Земляк и другие. Он также выступал с рецензиями, очерками и литературоведческими статьями.
Его произведения переводились на русский, белорусский, латышский, грузинский, болгарский, польский, словацкий языки — это свидетельствует о международном признании таланта Николая Олейника. Его наследие — это значимый вклад в развитие украинской литературы второй половины XX века, сохраняющий актуальность, человечность и художественную стоимость по сей день.




