• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Олейник Борис Ильи́ч

Биография Олейник Борис Ильи́ч

Борис Ильич Олейник

(1935-2017)

Борис Олейник — одна из самых ярких фигур украинской поэзии второй половины ХХ века. Человек великого интеллекта, тонкого художественного чутья и активной гражданской позиции, он оставил глубокий след как поэт, публицист, мыслитель и политик.

Родился 22 октября 1935 года в селе Зачепиловка Полтавской области в семье сельских тружеников. Его первое стихотворное слово прозвучало еще в детстве — публикация в новосанжарской районной газете, увиденная школьником, стала символическим стартом будущего большого пути. Учеба в Зачепиловской семилетке, юношеские годы в послевоенной Украине, раннее увлечение словом — все это формировало в нем тот внутренний огонь, который впоследствии засветился в строках стихов.

В 1953 году Борис поступает в Киевский университет имени Тараса Шевченко на факультет журналистики, где активно вовлекается в литературную и журналистскую жизнь. Уже в 1958 году начинает работать в газете «Молодежь Украины», часто бывает в командировках, наблюдает и осмысливает жизнь новостроек, молодых городов, в частности Лисичанского химкомбината и Северодонецка, о чем позже расскажет в документальной повести «За Северским Донцом» (1959).

Его первый сборник стихов «Б’ют в крицу кузнецы» (1962) вобрала в себя пережитое, выстраданное и увиденное, как зеркало времени, в котором отразились черты современника. Вторая книга «Двадцатый вал» (1964) была высоко оценена и удостоена Республиканской комсомольской премии им. М. Островского. С тех пор имя Бориса Олейника становится известным и уважаемым в литературных кругах.

Олейник — мастер поэтического портрета Его стихи — это не просто описания, это глубокие монологи, наполненные сопереживанием, человечностью и философским осмыслением судьбы. Он говорит о простых крестьянах, учителях, инвалидах войны, матерях, о себе самом — искренне, без пафоса, с большим уважением к человеческому достоинству. Такие произведения, как «О храбрости», «Дядя Яков», «Формула», «Песня» — это поэтические фрески будней, в которых звучит высокая нота духовности.

Его творчество многогранно — от глубоко лирических признаний до жесткой публицистики. В поэзиях «Мать», «Седое солнце мое», «Дума об Аэлите», «Заземление» звучит интимная нота — теплая, трогательная, болезненная. В других произведениях — «Баллада об огне и принципах», «Ринг», «В раме прицела», «Прометей приручен» — взрывается энергия борьбы, внутреннего конфликта, сопротивления.

Олейник умел искусно пользоваться символом, аллегорией, гротеском, сказочностью — так из’являются его «Принцип», «О середине», «Притча о ногах», «У поэта деньги завелись» и другие философско-иронические тексты Сборка «Заклинание огня» (1978) содержит остросатирические и символические тексты, а цикл «От Белого дома до Белого дома...» становится эхом его глубоких размышлений о пути страны и человека в ней.

Не менее значима его поэтическая проза — поэмы «Седое солнце мое», «Дорога», «Судьба», «Урок», «В зеркале слова», «Дума о городе» — произведения, раскрывающие глубины личного и национального опыта, исторической памяти, нравственного выбора. Его слова звучали сильно, всегда с позиции нравственной ответственности.

За свой литературный труд Борис Олейник удостоен Государственной премии СССР (1975) за книгу «Стой на земле», а также Государственной премии УССР им. Тараса Шевченко (1983) за поэтические сборники «Седая ласточка», «В зеркале слова», «Дума о городе».

Он не отмежевывался от общественной жизни — напротив, активно участвовал в нем. Являлся секретарем Союза писателей Украины, членом правления Союза писателей СССР, депутатом Верховного Совета УССР, партийным деятелем. Его активная позиция — это продолжение поэтического дела, ведь поэт для Олейника был не наблюдателем, а ответственным за время.

Борис Олейник принадлежал к тем редким поэтам, чье творчество — это не просто эстетика, а постоянный разговор с совестью. Он умел заглянуть в самую сущность вещей, не изменяя собственной природе — искренней, честной, глубокой.

Память о нем остается в каждом слове, которое он оставил после себя, в каждом читателе, находящем в его поэзии частичку себя.