Василий Петрович Минко — украинский драматург, прозаик, мемуарист, чье имя с годами стало синонимом спорного и неоднозначного явления в советской культуре. Его творческий путь часто сопровождался оговорками, пренебрежительными эпитетами, а иногда и откровенным осуждением — сначала за смелую откровенность, впоследствии за соответствие требованиям идеологического времени.
Родился Василий Минко в 1902 году в селе Минковка Валковского уезда Харьковской губернии, в крестьянской семье. Его детство и юность прошли в условиях, когда образованность еще не была распространенным явлением в деревне. Начальное образование он получил в сельской школе, а затем продолжил в Валковском ремесленном училище. Уже в юном возрасте проявлял интерес к общественной деятельности: работал в волостном ревкоме, руководил отделом народного образования, занимался вопросами земельной политики. Не менее важным для него стало и участие в культурной жизни — он активно приобщился к работе местной "Просвещения", увлекался театром, ставил представления и сам выходил на сцену.
С началом административной реформы в Украине в 1922 году, которая заменила волости районами, Минко решил получить профессиональное образование. Мечтал об актерском или агрономическом деле. Выбор сделал не он сам, а комсомол — и направил юношу на рабфак при Харьковском сельскохозяйственном институте.
Там Минко открыл для себя литературную среду. Его учителем украинского языка и литературы был Михаил Йогансен. один из самых ярких представителей расстрелянного возрождения. Именно от него Минко узнал о литературных вечерах "Плуга" — единственного тогда союза крестьянских писателей. Параллельно он посещал театральную студию, учился актерскому мастерству, играл в спектаклях театра имени Леси Украинки.
Свою первую пьесу для детей "Купала" Минко написал еще в армию. В 1924 году его мобилизовали в ряды Красной армии, и служил он в авиационном полку в Ростове-на-Дону, где вскоре начал вести драмкружок и сотрудничать с армейской газетой. Вторая его книга — "Лесные крюки" — была отправлена ему прямо на службу.
После демобилизации в 1926 году он вернулся в Харьков, присоединился к организации "Плуг", где впоследствии стал секретарем. Работал в журнале "Плужанин", много писал — сначала преимущественно для детей. И уже вскоре перешел в прозу.
Его первая прозаическая книга "Власть на местах" вышла в 1927 году, однако скандально известным он стал после публикации сборника повестей "Беладонна" (1929). Это произведение вызвало волну критики, но в то же время заявило о нем как о смелом авторе, не склонном украшать действительность.
В 1930-х Василий Минко активно писал произведения о жизни "нового человека", коллективизации, коммунарском движении. Его роман "Ярина Черкас" (1936) попал под запрет, потому что, по мнению цензоров, "искажал сталинскую линию". Впоследствии он вернулся в очерковую форму, работал на заводе, занимался репортажами из жизни рабочих.
В послевоенные десятилетия Минко полностью переключился на драматургию. Его пьесы ставили в региональных театрах, хотя столичной славы он не снискал. Параллельно писал путевые очерки — в частности, об Индии, — а также занимался записями воспоминаний и рассказов героев социалистического труда.
Полнее всего раскрыл себя как писатель воспоминаний — в почтенном возрасте. В 1960-1980-х годах вышли его мемуарные книги: "Моя Минковка" (1962), "Красный Парнас" (1972), "Ехал казак на войну" (1979), "С пером, как с штыком" (1981), "Белый дом над зеленой Сулой" (1988). В этих работах — не только личная история, но и широкая панорама литературной и политической жизни советской Украины.
Умер Василий Минко в Киеве в 1989 году. Он оставил после себя противоречивый, но весомый след: кто-то видел в нем вульгарного летописца эпохи, остальные — яркого свидетеля своего времени, жившего на грани дозволенного и правдивого, приспособления и внутреннего сопротивления.




