Евгений Порфирьевич Мандычевский — украинский писатель, педагог и публицист, работавший на рубеже ХІХ – ХХ веков. Его творчество — это тонкое сочетание глубочайшего психологизма, социальной аналитики и литературного импрессионизма. Писал также под псевдонимом Фр. Ульянович.
Родился в 1873 году в селе Зарваница, что сейчас на Тернопольщине. Высшее филологическое образование получил во Львовском, Грацком и Берлинском университетах. В течение жизни преподавал немецкий язык и литературу в гимназиях Перемышля, Тернополя и Черновцов, активно занимаясь литературным трудом и редактированием. В 1904–1905 годах возглавлял педагогический журнал «Молодежь»; в Тернополе.
Литературный дебют Мандичевского пришелся на 1897 год, когда вышла его новелла «Книга жизни». Его произведения регулярно публиковались в таких влиятельных изданиях, как «Литературно-научный вестник», «Звонок», «Буковина», «Дело», «Руслан», «Подольский голос& «Из-за облаков и долин», «Костер», «Украинская муза».
Основу творческого наследия Евгения Мандичевского составляют новеллистические сборники: «Из живого и мертвого» (1901), «Доля» (1906) и «В ярме» (1907). В этих книгах писатель исследовал морально психологические конфликты, жизнь галицкого крестьянства и городской бедноты, тревоги ученичества и молодежи. Он касался тем социальной несправедливости, осуждал милитаризм Австро-Венгрии, и в целом выводил образ человека, зажатого обстоятельствами, в лице которого олицетворялась судьба как роковой фактор.
Некоторые его произведения содержат элементы религиозного поиска, где герой оказывается в состоянии глубокого внутреннего сомнения, в поисках духовного смысла. Особое место в его наследии занимают беллетристические этюды-акварели, в которых автор тонко передает психологические нюансы и внутренние переломные моменты бытия, избегая декларативности и прямолинейности.
Как художник, Мандычевский тяготел к импрессионизму. Его проза отличается лиризмом, сдержанной эмоциональностью, настроенностью и фрагментарной композицией. Он умел создать глубокий психологический портрет несколькими штрихами, использовал яркие художественные детали и несобственно прямой язык, что придавало его письму особую интонационную выразительность.
Произведения Евгения Мандичевского высоко оценивали современники. О его новеллах писали Михаил Яцкив, Владимир Бысчак, Елена Пчилка, отмечавшие идейное напряжение, глубину внутреннего мира героев и мастерство письма. Более поздние исследователи, в частности Иван Ципердюк, акцентировали на несправедливо забытом значении Мандичевского в украинской новеллистике начала ХХ века.
Умер Евгений Мандычевский в 1929 году в городе Каменка-Струмиловская (ныне Каменка-Бугская Львовской области), оставив после себя утонченное, многозначное литературное наследие, заслуживающее переосмысления и возвращения к активному мысли.




