Яков Андреевич Мамонтов — украинский драматург, театровед, литературовед и педагог, известный также под псевдонимами Я. Лирницкий и Я. Пан. Его имя занимает важное место в истории украинского театра и драматургии первой половины XX века.
Родился 4 ноября 1886 года в селе Стрелица (теперь село Шапошниково Сумской области) в крестьянской семье. Сначала получил профессию в Дергачевском сельскохозяйственном училище, после чего работал агрономом на Курщине. Однако зов к науке и культуре перевесил: Мамонтов поступил в Московский коммерческий институт, который окончил в 1914 году, защитив диссертацию "Проблема эстетического воспитания"; на соискание ученой степени кандидата наук.
В годы Первой мировой войны, с 1914 по 1917 год, служил на фронте. С 1921 г. начал преподавательскую деятельность в Харьковском институте народного образования, где читал лекции по педагогике, психологии и эстетике. Именно там он организовал театральную студию, для которой создавал пьесы и инсценизации.
Литературная деятельность Мамонтива началась с рассказа «Под черными облаками», напечатанного в журнале «Родной край» под редакцией Елены Пчелки. Уже в 1907 году он написал драму «Девушка с арфой», которая вызвала критику за символизм и «винниченковский» стиль. Впрочем, Мамонтов остался верен избранному направлению, продолжив писать в подобном ключе — драму «Над бездной» (1919–1920), «Когда народ освобождается» (1924), а также «Ave Maria» (1924) — символистскую драму, подразумевающую темы атомной энергии и тайн природы. В том же 1924 году увидел свет его поэтический сборник «Венки за водой».
Среди наиболее резонансных пьес драматурга — «Веселый Хам» (1921), «К третьим петухам» (1925), «Республика на колесах» (1928), получившие немало критических замечаний за психологизм и влияние Ибсена. Мамонтову обвиняли в аполитичности и оторванности от социальной жизни, хотя его произведения часто затрагивали актуальные вопросы. Трагикомедия «Розовая паутина» (1928) была благосклонно воспринята публикой — это сатирическое произведение, направленное против мещанского сознания.
Позднейшие работы — «Княжна Виктория» (1929), «Его собственность» (1930), «Золотой обруч» (1930, по мотивам повести Ивана Франко «Захар Беркут») — отмечены понижением творческой активности. Перед началом репрессий 1930-х годов он успел написать еще пьесу «Свой человек» (1936) и в 1939 году — инсценировку повести Михаила Коцюбинского «Fata morgana».
Яков Мамонтов также активно занимался научным трудом. Среди его научных публикаций — «Проблемы эстетического воспитания» (1914), «Современные проблемы педагогического творчества» (1922), «На театральных развилках» (1925).
Умер 31 января 1940 года, оставив после себя весомое творческое и научное наследие, которое и сегодня сохраняет культурную ценность.




