Макогон Дмитрий Яковлевич (1881–1961) — фигура, оставившая весомый след в истории украинской литературы, публицистики и общественной жизни Буковины первой половины ХХ века. Поэт, прозаик, публицист, педагог, он был страстным патриотом, который через слово и поступок отстаивал право своего народа на достойную, независимую жизнь.
Родился Дмитрий Макогон 28 октября 1881 года в городе Хоростков Тернопольской области в малоимущей крестьянской семье. Начальное образование получил в народной школе, учился в Тернопольской гимназии, где активно приобщился к студенческому движению. Из-за участия в кружках и связей с радикальными крестьянскими организациями его исключили из гимназии как "неблагонадежного". В 1902 году сдал экстерном экзамен в Залещицкой учительской семинарии и начал работать учителем в селах Буковины.
В годы Первой мировой войны был мобилизован в австро-венгерскую армию, воевал на итальянском фронте до 1918 года. После войны вернулся к преподаванию, но румынская оккупация Буковины усложнила работу: началась масштабная румынизация школ. В 1920 году получил назначение в село Веренчанка. Вместе с ним переехала его дочь Дарья, которая впоследствии стала известной писательницей под псевдонимом Ирина Вильде.
Несмотря на преследования, Макогон активно включился в литературную жизнь: сотрудничал с лунником "Луч", восстановил альманах "Каменщики", основал сатирический журнал "Щипавка". Его острые политические фельетоны вызвали возмущение румынской власти, поэтому во избежание ареста писатель был вынужден эмигрировать в Галицию. Однако и там, под польскими властями, положение украинцев оставалось сложным: запрещались украинские школы, язык вытесняли из публичного пространства.
В межвоенный период Макогон жил в Станиславе (ныне Ивано-Франковск), где учительствовал, писал и был активным общественным деятелем. Умер 14 октября 1961 года, похоронен в Ивано-Франковске.
Свою литературную деятельность начал еще в 1900 году. Писал под псевдонимами Макогоненко, Иван Галайда, Хоросткивский, М. Коко. Публиковался в журналах "Гражданин", "Каменщики", "Искра". В 1907 году вышел его сборник "Мужицкие идиллии", где изображена тяжелая жизнь крестьян и рабочих. Впоследствии появились поэзии гражданского толка: "К борьбе", "Певцу", "В трудный час".
С годами в творчестве Макогона преобладает сатира. Он становится сотрудником юмористических изданий "Зеркало", "Жало". Но самым заметным остается его прозаическое наследие: новеллы, рассказы, очерки. Его произведения отличаются лаконизмом, динамичностью, умением совмещать трагическое с ироническим. Автор прибегает к элементам живого народного языка, использует диалектизмы. Особенно ценны сборники "Школьные образки" и "Учительские благополучия" (обе в 1911 году), где изображается жизнь сельской школы, судьба детей из бедняцких семей и нелегкий путь учителя.
После Первой мировой войны создает цикл рассказов об образовательной жизни под румынской и польской оккупацией: "Разбитые мечты", "Марийка", "Победа", "Надгробная речь". В этих произведениях, как и в новеллах Василия Стефаника, звучит сильный драматизм. Писатель также беспощадно высмеивает фальшивый патриотизм чиновников, прикрывающих национальной риторикой свои корыстные действия.
С приходом советской власти на западноукраинские земли Дмитрий Макогон продолжил учительскую деятельность, время от времени публикуя новые произведения. В 1959 году во Львове вышел сборник "Избранные рассказы" с предисловием Олексы Романца.
До сих пор значительная часть его творчества, в том числе стрелковая поэзия, остается малоизвестной. В 1965 году в Канаде вышел сборник "Эй, там на горе Сечь идет", содержащий несколько песен на слова Макогона: "Эй! В 'Сич!'", "Эй, молодежь украинская!", "Ой, ходила девочка бережком", "Стань, стань, девушка...". Эти произведения стали частью культурного наследия национально-освободительного движения.
Жизнь и творчество Дмитрия Маогона — это пример глубокой преданности украинскому делу, непреклонной гражданской позиции и умения видеть и воспроизводить жизнь простого народа со всей его сложностью, болью и надеждой.




