• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Лятуринская Оксана Михайловна

Биография Лятуринская Оксана Михайловна

Оксана Лятуринская — поэтесса, скульптор, хранительница украинского духа в эмиграции

Оксана Михайловна Лятуринская (литературные псевдонимы — Оксана Вишневецкая, Оксана Печенег, Оксана Черленовна; криптоним — А. Л.) принадлежит к тем украинским художникам, чье творчество вырастало из боли потери и любви к родному. Она родилась 1 февраля 1902 года на хуторе Лески на Волыни. в семье, где, несмотря на непростое социальное положение, царило уважение к труду, чести и культуре.

Отец, Михаил Лятуринский, был офицером российского пограничного залога, дислоцировавшегося возле Старого Олексинца. Мать — Анна Лятуринская — происходила из семьи немецких колонистов, и, вероятно, именно этот микс культур. украинского, немецкого, русского — отложился в мировоззрении будущей поэтессы. В большой семье было семеро детей: Александр, Антонина, Игнат, Иван, Мария, Федор и сама Оксана.

Жизненный путь Лятуринской был сложным и драматичным. В семнадцатилетнем возрасте ее насильно выдали замуж — за мужчину, которого она не любила. Не смирившись с такой жизнью, она сбежала из дома, преодолев немалые трудности, и наконец оказалась в Чехословакии — стране, которая в межвоенные годы стала пристанищем для многих украинцев. Именно здесь, в Праге, начался новый этап — этап духовного и творческого созревания.

Сначала она окончила Украинскую гимназию, а затем училась в Карловом университете, в Украинской художественной студии и в Чешской высшей промышленной школе. Проявив талант не только к слову, но и к пластике, Лятуринская активно занимается скульптурой, участвует в выставках, ее произведения вызывают интерес и признание.

Однако Вторая мировая война перечеркнула многие мечты. В 1945 году во время военных событий большинство ее художественных работ было потеряно, а сама Оксана понесла тяжелую потерю — почти полной глухоты. Этот удар не сломал ее, но отделил от мира шумы и голоса. С тех пор ее мир стал еще более внутренним, еще более интимным. таким, каким может быть мир человека, слышащего прежде всего себя.

После войны Лятуринская оказалась в лагере для перемещенных лиц в немецком Ашаффенбурге. А с 1949 года – mdash; уже в эмиграции в Соединенных Штатах. Устроиться помог Союз украинок, благодаря которому она поселилась в Миннеаполисе, штат Миннесота. Несмотря на усталость и опыт горечи, она не потеряла потребности творить. С новыми силами уходит в литературную и общественную работу, возобновляет творческую активность, создает серию новых скульптурных портретов, работает с украинской диаспорой.

В эти годы появляются и новые книги. В 1946 году выходит сборник новелл "Материнки", в 1956 — стихи для детей "Бедрик". В том же году выходит повторное издание сборника "Княжеская эмаль", дополненное текстами из ранее не выданного сборника "Радуга".

Оксана Лятуринская становится активной участницей литературной среды в эмиграции. Она приобщается к деятельности Объединения украинских писателей "Слово", где становится одной из первых, кто подписал устав организации в 1957 году. Ее имя регулярно появляется на страницах литературного альманаха "Слово", выходившего в Канаде.

Да настоящей силы ее голос приобретает еще в 1930-1940-х, когда мир увидели два главных поэтических сборника: "Гусла" (1938) и "Княжеская эмаль" (1941). Они стали символом творчества пражской школы — эстетического, культурного и духовного явления, которое объединило вокруг себя круг художников украинской эмиграции в Чехословакии. Поэзия Лятуринской в ​​этих книгах — утонченная, архаическая, глубоко национальная и одновременно модерна. Она писала так, как будто чувствовала пульс Украины даже за тысячи километров — в строфах, дышащих историей, мифом, женской чувственностью и достоинством.

Произведения Лятуринской — это мир княжеских хоругвей, красочных веснушек и внутренней боли, где скульптор и поэтесса сливаются в одно целое. Ее поэзия — не публицистическая, не обучающая, она — словно вышитая нитью на холсте, деликатная, но крепкая. Она никогда не искала громкого слова, но всегда говорила, что нужно.

13 июня 1970 года Оксана Лятуринская скончалась в Миннеаполисе. Ее смерть прошла тихо, как и ее творчество. Но оставленное ею слово живет до сих пор. Сегодня мы вспоминаем ее как одну из самых ярких представительниц женской литературной традиции украинской эмиграции — как творчество, которое не изменило себе даже тогда, когда теряло мир, голоса, вещи. Она оставила после себя не просто тексты, а пространство — культурный и духовный, в котором до сих пор звучит собственный, неповторимый голос.