Владимир Николаевич Леонтович
(5 августа 1866 г., Полтавщина — 10 декабря 1933 г., Прага) — украинский юрист, публицист, общественно-политический деятель, меценат и писатель, один из представителей национальной элиты, которая не только мечтала о свободной Украине, но и действовала ради ее будущего.
Происходил из древнего казацко-шляхетского рода. Его отец был штаб-ротмистром Ахтырского гусарского полка, мать — потомком французского рода Альбрандов, переселившихся в Украину после Великой французской революции. Такой родственный синтез культур, ментальностей и духа борьбы, видимо, и сформировал у Владимира особое чувство достоинства и ответственности за украинское дело.
По окончании гимназии, он поступил на юридический факультет Московского университета (1884 – 1888). Еще студент глубоко ощутил разницу между украинской и российской идентичностями. Во время учебы увлекся археологией, совершив вместе с братом раскопки на Харьковщине. Все найденные артефакты они передали в музей, демонстрируя искреннее стремление служить науке и национальной памяти.
Уже в юношеские годы Леонтович не только осознает себя украинцем, но и последовательно демонстрирует это поступками. Показателен его выбор темы диссертации: «История землевладения в Украине от восстания Богдана Хмельницкого до введения крепостного права царицей Екатериной II» — еще одно доказательство его национальной позиции.
Летом 1891 года Леонтович с группой единомышленников посещает могилу Тараса Шевченко в Каневе, где дают присягу бороться за свободу Украины. Так рождается «Братство тарасовцев» — тайная организация, которая стала одним из первых политических объединений модерной украинской молодежи. Его идеологом был Николай Михновский, а Леонтович — одним из вдохновителей.
С годами он становится членом киевской Старой общины — центра национальной интеллигенции. По своему характеру Леонтович был человеком дела, а не громких деклараций. Его меценатство было скромным, но действенным. Именно ему доверял переводить средства Василий Симиренко. известный украинский благотворитель. Леонтович финансировал украинские издательства, школы, прессу, поддерживал молодых авторов, учителей, артистов.
В хозяйственной сфере был не менее успешным: вместе с братьями основал акционерное общество и построил сахарный завод в Полтавской области. Как земский деятель активно поддерживал культурные инициативы, открывал библиотеки, школы, был глубоко убежден, что будущее Украины лежит через просвещение.
Одним из главных направлений его меценатской деятельности была поддержка украинской периодики. Именно благодаря ему выходили в свет "Общественное мнение", "Совет", "Киевская старина", "Литературно-научный вестник", "Новая община". В собственном имении в Ореховке Леонтович открыл украинскую школу и лично удерживал ее учителя.
С 1917 года Леонтович вступил в революционные процессы. Его избрали в Украинскую Центральную Раду. 17 марта того же года он пронес сине-желтое знамя во главе колонны «Просвиты» во время первой массовой демонстрации в Киеве.
В 1918 году — министр земельных дел в правительстве Фёдора Лизогуба. Вместе с Евгением Чикаленко разработал проект земельной реформы, которую исследователи впоследствии назвали одной из самых демократических в мире того времени. В этой программе он стремился найти баланс между правом крестьянина на землю и необходимостью сохранения сельскохозяйственной эффективности.
С приходом большевиков был вынужден эмигрировать. Сначала Болгария, затем Сербия, Германия и, наконец, Прага. В Чехословакии Леонтович возглавлял Общество имени Святого Владимира, активно сотрудничал с «Тризубом» — ведущим украинским изданием в эмиграции.
В 1933 году, когда до эмиграции дошли известия о Голодоморе в Украине, сердце Леонтовича, бывшего министра земледелия, не выдержало. 10 декабря того же года его не стало. Похоронен в Праге. Рядом, 11 лет спустя, успокоился поэт Александр Олесь.
Дело Леонтовича продолжили потомки. Его внуки — Елена Леонтович, Юлия Освальд (Германия), Ольга Вебб, Пармен Леонтович (Великобритания) и Мария Менли (США) — на собственные средства издали четырехтомное собрание сочинений своего деда, сохранив память об одной из самых светлых фигур национального возрождения.




