Леонид Владимирович Киселев (1946 — 1968)
Леонид Киселев — одна из самых ярких и одновременно загадочных фигур украинской поэзии второй половины ХХ века. Его короткая жизнь, как горящая комета, оставила после себя свет поэтических откровений, глубину внутренней борьбы и отчаянное стремление к самоидентификации в украинской культуре.
Родился Леонид в 1946 году в Киеве в семье писателя Владимира Киселева. Его детство и юность прошли в интеллигентной среде, где книги, классическая музыка и искусство были неотъемлемой частью повседневной жизни. Мать Леонида была еврейкой, однако национальность в этом случае играет роль лишь в том смысле, как многослойный фон его идентичности. он шел к украинскому языку не по долгу, а по глубокому личному ощущению, по зову души.
Леонид учился на факультете иностранных языков Киевского университета, специализируясь на английском. Его дарование поражало — начитанный, с изящным литературным вкусом, он свободно ориентировался не только в поэзии, но и в философии, физике, живописи, истории искусства. Его мировоззрение не имело узких границ — от фресок Софии Киевской до джаза и парагвайских песен, от Шекспира до Тычины, от Рильке до Симоненко.
Впервые Киселев дебютировал как поэт в 1963 году, когда в журнале «Новый мир» появилась его подборка на русском языке под заголовком «Первые стихи». На тот момент ему было всего 16 лет. Уже в этих первых текстах чувствуется не детская наблюдательность и глубина, а необычное сочетание интеллектуального веса и внутренней болезненности. Его стихотворение «Цары», остро критиковавшее Петра I со ссылкой на Тараса Шевченко, вызвало волну возмущения среди российской интеллигенции, а сам Киселев фактически был «снят» с русской советской литературной сцены.
Переход Леонида к украинскому языку произошел в последние годы его жизни и до сих пор остается загадкой, вызывающей восхищение. В 1968 году, уже смертельно больной, он опубликовал свои первые украинские стихи в «Литературной Украине» с предисловием Ивана Драча. Этот короткий, но мощный поворот к украинскому языку был не просто жестом — это был акт поэтического и личного самосознания. Он не объяснял свой выбор — говорил только: «Я так чувствую».
Леонид Киселев не был классическим активистом украинского движения или идеологически ангажированным автором. Но его присутствие в кругу киевских шестидесятников, его восхищение Шевченко, Драча, Симоненко, его неравнодушие к судьбе украинского языка — все это отличает его как поэта, который, невзирая на сложное происхождение и молодость, сделал сознательный выбор в пользу украинской поэтической традиции.
За свою короткую жизнь Леонид успел создать несколько десятков стихов, ставших классикой — как на русском, так и на украинском языках. После его смерти вышли два поэтических сборника: «Стихи. Стихи» (1970) и «Последняя песня. Последняя песня» (1979), ставших своеобразными эпитафиями таланта, которому не суждено раскрыться в полной мере.
Киселев умер осенью 1968 года от лейкемии, прожив всего 22 года. Несмотря на короткую жизнь, его поэзия до сих пор живет — проникновенная, искренняя, болезненная и красивая. В его стихах — тишина перед бурей, личная правда, поиск речи, которой можно говорить о вечном. И этот язык, как признался сам поэт, — украинский.




