• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Кириленко Иван Улянович

Биография Кириленко Иван Улянович

Иван Улянович Кириленко (1903-1938)

Иван Кириленко — украинский прозаик первой половины ХХ века, чья биография и творчество тесно переплетены с политическими реалиями советской эпохи. Его имя нередко упоминается среди самых контраверсионных фигур литературного процесса 1920-30-х годов — как через его политическую деятельность, так и через идеологически ангажированное литературное наследие.

Родился 2 декабря 1903 года в селе Вязовок, Павлоградского уезда. Первоначальное образование получил в Павлоградской православной семинарии, которую окончил в 1921 году. В то же время участвовал в сложных событиях периода гражданской войны на Левобережье, что формировало его раннее мировоззрение.

В 1927 году поступил в ряды ВКП(б) и продолжил обучение в коммунистических образовательных учреждениях Харькова. Именно в это время начинается его литературная карьера, сопровождавшаяся активным участием в тогдашней идеологической борьбе на литературном фронте. Его тексты часто отличались пошлой критикой и чрезмерной прямолинейностью, характерной для эпохи доминирования партийного диктата в культуре.

Иван Кириленко был членом ряда советских литературных организаций — «Плуг», «Гарт», Всеукраинского союза пролетарских писателей. Работал редактором известного журнала «Красный путь» и являлся ответственным секретарем Союза писателей Украины. Его литературное творчество тяготело к т.н. «производственного жанра» — стиля, возвеличивающего трудовые подвиги советских людей и одновременно служившего инструментом пропаганды.

Кроме писательской деятельности, Кириленко имел тесные связи с властной верхушкой: работал личным секретарем Григория Петровского — председателя Всеукраинского центрального исполнительного комитета, одного из приближенных к Иосифу Сталину. Однако близость к высоким должностям не спасла его от дальнейших репрессий.

Первые произведения Ивана Кириленко начали появляться в печати с 1923 года, а первый сборник рассказов «Отступление» вышла в 1926 году. Далее появились книги «Стихия», «Одна баба», «Над ямой», а также единственный поэтический сборник «Такты» (1927).

Особую популярность приобрели его повести «Курсы» (1927), «Кудрявые дни» (1928), которые впоследствии были переведены на русский, и «Нажатие» (1930) — характерны образцы советского пролетарского письма, в которых главные герои – mdash; представители «новой эпохи», бескомпромиссные борцы за социалистическую перестройку.

Во время Голодомора 1932-1933 годов Кириленко, будучи в должности секретаря Петровского, по некоторым свидетельствам, причастен к сокрытию масштабов трагедии. В эти же годы выходят его произведения: повесть «Аванпосты» (1933) и роман «Перешихтовка» (1932) — тексты, полностью соответствующие официальной риторике и восхваляющие процессы «социалистической реконструкции». Последнее произведение, которое успел выйти за его жизнь, — роман «Весна» (1936).

Несмотря на активное вовлечение в культурную жизнь и поддержку советской власти, Кириленко был далеко не бесспорным автором. Современная ему критика — даже в рамках разрешенного дискурса — отмечала искусственность, «плакатность» его произведений, однообразие характеров, которые в основном ограничивались ролями фанатических передовиков, идеологических исполнителей и лояльных партийцев. Его персонажи обычно были лишены психологической глубины, а сюжетная канва — схематическая.

В литературной среде Кириленко не имел большого уважения. Некоторые свидетельства представляют его как человека с непростым характером и вероятными психологическими проблемами. Известно, что среди однопартийцев-писателей он пользовался недоброй славой, кое-где — как идеологический доносчик и чрезмерно послушный исполнитель воли сверху.

В сентябре 1938 года Иван Кириленко был арестован. Несмотря на многолетнюю лояльность к режиму и тесные связи с чиновниками, ему предъявили обвинения в шпионаже и контрреволюционной деятельности. Умер в тюрьме НКВД, став одной из жертв сталинского террора.

Сегодня фигура Кириленко воспринимается прежде всего как символ эпохи, в которой талант и творчество часто были подчинены идеологическому диктату. Его жизнь и творчество — это история не только личного выбора, но и трагедии поколения, вынужденного выживать между страхом и лояльностью.