Кирий Иван Иванович (1924-1998)
Иван Кирий — украинский писатель-прозаик, чье творчество охватывает десятилетие литературного продвижения и глубоко связано с детской литературой, автобиографическими воспоминаниями и темами национальной исторической памяти. Он принадлежал к поколению, которое сформировалось под давлением событий военных времен, послевоенного возрождения и социалистического реализма, и при этом сумел найти собственный голос, особенно в прозе для детей и молодежи.
Родился 12 июня 1924 года в селе Пасковщина Киевской области в Згуровском районе. Его детство пришлось на сложные 30-е годы, юность — на военное безвременье, а взрослую жизнь — послевоенные годы и расцвет советской литературной системы. Эти жизненные этапы стали основой многих его прозаических произведений.
Высшее образование Иван Иванович получил уже в зрелом возрасте: сначала на факультете журналистики Киевского университета, который окончил в 1960 году, а затем в 1964 году. в Высшей партийной школе при ЦК Компартии Украины. В течение своей карьеры работал в издательстве «Молодежь», что в то время играло важную роль в формировании нового поколения украинских читателей.
В Переяславе, где Кирий жил в 1968-1971 годах, на доме по улице Гимназической, 20а, установлена мемориальная доска в его честь. А с 2014 года одна из улиц города носит его имя — вместо прежнего названия «улица Фадеева».
Литературное наследие
Иван Кирий дебютировал в литературе во второй половине 1950-х годов. Его первый сборник «Ключи к счастью» (1958) была посвящена детству и юности Ивана Франко — не просто как биографический материал, а как своеобразная попытка донести великие идеи через простые, близкие детскому миру истории.
Следующие годы стали периодом активного создания детской литературы, в которой автор оставил заметный след. Среди известнейших книг этого направления:
- «Как мы ездили в Каховку» (1960) — приключенческий сборник для детей;
- «Сигналисты» (1964), «Мой друг Кася» (1966), «Птицам летать в небе» (1968) — простые по форме, но глубокие по содержанию истории для юного читателя;
- «Приключения Каси-Васи Гармаша» (1980) — юмористическая повесть, полная искренности и легкой иронии;
- «Ужин для зайца» (1982), «Братская медаль» (1985) — обучающие рассказы для детей с моральными акцентами.
Однако творчество Кирия не ограничивалось исключительно детской литературой. Он был мастером короткой прозы и социальной повести. Его произведения часто отражали реалии послевоенной жизни, нравственный выбор человека, трудности советского быта. Яркий пример:
- «Спасибо вам, люди!» (1970) — искренняя повесть о человечности;
- «Письмо из календаря» (1974) и «Ровесники» (1983) — сборники, объединяющие социальную тематику с глубоким психологизмом;
- «Над Днепром» (1978) — произведение, где прослеживается любовь автора к родному краю;
- «Следы под окном» (1983) — рассказы о жизни обычных людей;
- «Не споткнуться в пути» (1985) — рассказ о работе милиции и борьбе с криминалом.
Отдельную позицию в наследии Кирия занимают исторические и автобиографические произведения. Особенно знаковой стала его повесть «Голодная весна» (1993) — честное, эмоционально насыщенное свидетельство о трагедии Голодомора 1933 года в Украине. Это не просто художественное произведение, а попытка сохранить память о пережитом, передать правду будущим поколениям.
Среди других важных книг:
- «После грозы» (1987) — сборник рассказов об Иване Франко и Тарасе Шевченко, в котором автор рассуждает о наследии великих деятелей;
- «Ребята из Вишневого» (1988), «Загадочный Ус» (1990), «Жалоба прокурору» (1990) — произведения, объединяющие элементы детектива, социальной драмы и морализаторства.
Наследие и память
Все книги Ивана Кирия вышли в свет в Киеве. Его произведения, хоть и не всегда попадали в поле громкой критики или популярности, отличались теплом, нравственной чистотой, искренним сопереживанием человеческим судьбам. Автор никогда не гнался за модными формами или экспериментом, оставаясь верным традиционной украинской прозе — глубокой, эмоциональной, понятной и правдивой.
Кирий – это голос украинского села, мудрого учителя, внимательного наблюдателя, чье творчество сохраняет человечность в каждой строке.




