Кибальчич Надежда Матвеевна (1856 – 1918)
Надежда Кибальчич, в девичестве Симонова, — украинская писательница, мемуаристка, переводчица, оставившая заметный след в национальной литературе начала XX века. Ее имя известно не только под настоящей фамилией, но и под многочисленными псевдонимами: Наталья Полтавка, Наталка-Полтавка, Н.А. Симоновна, М. К., н. К., Маруся Полтавка — именно под этими именами она подписывала художественные произведения, воспоминания и переводы. Ее биография тесно связана с известными деятелями украинской культуры — она была племянницей Анны Барвинок (А. М. Кулиш), которая стала ее крестной матерью.
Происходила Надежда из непростой, но культурно богатой семьи. Ее мать, Надежда Михайловна, сначала была замужем за Николаем Забилой, но, не найдя счастья в том браке, оставила его вместе с двумя старшими дочерьми — Надеждой и Марией. Впоследствии она сошлась с М. Т. Симоновым, с которым было еще двое детей. Несмотря на непростое семейное положение, все дети получили отчество Симонова. Надежда получила дома — Ее отец считал, что для женщины этого достаточно, однако именно семейное окружение стало решающим фактором в формировании ее как писательницы. Культурная среда Кулишей оказала значительное влияние на ее становление.
В 1876 году Надежда вышла замуж за помещика Константина Ивановича Кибальчича и переехала в село Ясногород Житомирской области. У супругов родилась дочь, которая впоследствии также стала писательницей — Надежда Константиновна Кибальчич. Но брак оказался неудачным. В 1884 году, после продолжительного семейного конфликта, Надежда Матвеевна покидает мужа и вместе с дочерью возвращается на родную Полтавщину. Тем временем семья распадается: отчим М. Т. Симонов переезжает в Лубны, а мать Надежды доживает век у своей дочери.
С 1910 по 1914 год Надежда Кибальчич преподавала в школе в поселке Камышня. Последние годы жизни провела в Лубнах, где и скончалась в 1918 году.
Литературная деятельность
В своих произведениях Надежда Матвеевна умело сочетала художественную выразительность с тонким социальным наблюдением. Основными жанрами ее письма стали рассказы, очерки, драма и воспоминания. Особую популярность ей принесла писа «Екатерина Чайковна», которая сразу привлекла внимание читателей и сценических деятелей благодаря ярким образам и правдивому воспроизведению жизни.
Среди самых ярких ее прозаических произведений — бытовой очерк «Баба Вакулиха» (Харьков, 1902), где изображен народный быт с теплотой, юмором и искренностью. В этом произведении автор демонстрирует глубокое знание крестьянской среды и особую любовь к героям из народа.
Особое место в творческом наследии Кибальчич занимают воспоминания «Воспоминания о Т. Г. Шевченко», написанные на основе рассказов ее матери. Этот текст является не только мемуарным документом, но и эмоциональным свидетельством о фигуре поэта, воспринимаемого не только как национального пророка, но и как человека с живым сердцем. К тому же стоит внимания и автобиографический очерк «В двух пансионах», напечатанный в журнале «Киевская старина» (1892, т. 37, № 6), в котором писательница изображает быт, настроения и психологический климат женских учебных заведений второй половины XIX века.
Произведения Надежды Матвеевны отличаются искренностью, наблюдательностью и глубоким пониманием внутреннего мира женщины в условиях патриархального общества. Они часто носят автобиографический характер, что придает им особую искренность. Хотя большинство ее текстов не стали общеизвестными среди широкого круга читателей, Кибальчич оставила после себя честное и проницательное литературное наследие.
Сегодня имя Надежды Кибальчич стоит того, чтобы быть упомянутым среди других украинских писательниц, которые смело вступали в литературное пространство, не боясь говорить о женской судьбе, человеческих отношениях, национальном самосознании. Ее творчество — это голос женщины, которая жила, боролась, любила и писала, несмотря на все ограничения и испытания в свое время.




