Александр-Зенон Степанович Курбас, известный в художественном мире как Лесь Курбас, родился 25 февраля 1887 года в городе Самбор, в семье актеров галицкого театра Степана и Ванды Курбасов (известных также под сценической фамилией Яновичи). Детство будущего реформатора украинской сцены проходило в атмосфере театра, где царили живое слово, странствующее искусство и любовь к национальной культуре.
С самого начала юный Курбас имел возможность получить основательное образование. Он учился в Тернопольской гимназии, затем изучал в Венском и Львовском университетах. Именно в Вене он открыл для себя просторы европейской культуры, которые повлияли на формирование его театрального мировоззрения. Мечтая реализовать себя на большой сцене, он стремился к возвращению в Приднепровскую Украину, где работал театр Николая Садовского — тогдашний центр демократического искусства.
В 1916 году Курбас присоединяется к труппе Садовского, но уже вскоре его больше увлекает режиссура. Молодой артист решает создать собственное театральное пространство для эксперимента — так возникла студия, которая впоследствии превратилась в "Молодой театр". В 1917 году коллектив уже действовал под этим названием, и именно из него выросло несколько будущих ячеек украинского театра.
После освободительной борьбы и событий 1920 года Курбас объединяет вокруг себя актеров и основывает новый театр — "Кийдрамте", который гастролирует по городам Киевщины, в частности Белой Церкви и Умани. Но высшей точки творческой эволюции режиссер достигает в театре "Березиль", основанном в 1922 году. Здесь он создает новый театральный язык — синтез философии, сценической формы и глубочайшего содержания. Театр стал воплощением современной украинской культуры.
Именно в "Березоли" Курбас объединил свое видение с драматургией Николая Кулиша. Их творческое сотрудничество дало Украине спектакли, ставшие этапными: "Коммуна в степях", "Народный Малахий", "Мина Мазайло", "Маклена Граса". К эстетическому ядру представлений присоединялся и сценограф Вадим Меллер, творя с Курбасом настоящий сценический космос. Эти работы стали вершинами философского театра, где средства экспрессии сочетались с внутренним драматизмом человека и эпохи.
Впрочем, такой театральный язык не вписывался в шаблоны социалистического реализма. Курбаса обвиняли в "мрачности" и "формализме". В конце концов, его уволили с должности руководителя "Березоля", а в 1933 году арестовали в Москве. После короткого труда в еврейском театре, Курбаса сослали на строительство Беломорско-Балтийского канала, а впоследствии — на Соловках. В 1937 году после повторного суда его расстреляли. Только в 1957 году Лесь Курбас был реабилитирован.
Память о Курбасе вернулась в Украину. В 1989 году на фасаде Харьковского театра имени Шевченко была установлена мемориальная доска в его честь. А название "Березиль" снова стала живым символом творческой свободы. Во Львове сегодня работает один из ведущих украинских театров, носящий имя Леся Курбаса.
Его наследие — это не просто театральные постановки. Это концепция сценического бытия, новый взгляд на искусство, попытка увидеть человека цельно, глубоко и с надеждой. Курбас не только опередил свое время — он дал будущим поколениям ключи к пониманию глубинных смыслов искусства и человеческой природы.




