Иван Петрович Крипьякевич
Иван Петрович Крипьякевич родился 25 июня 1886 года во Львове, в интеллигентной семье. Его отец, ученый и теолог из Холмщины, был вынужден покинуть родной край после ликвидации унии. исторического поворота, во многом определившего и судьбу сына. Львов стал новым домом для семьи и тем пространством, где формировалась личность будущего историка.
В 1904 году Иван окончил польскую гимназию, а уже к 1909 году завершил обучение на философском факультете Львовского университета. Однако его путь к исторической науке начался гораздо раньше. Еще в 1902 году, будучи гимназистом, он впервые оказался в библиотеке Научного общества имени Шевченко, где познакомился с Михаилом Грушевским. легендой украинской историографии, ставшего его учителем, наставником и источником вдохновения.
Под влиянием Грушевского Иван Крипьякевич погрузился в мир источниковедения и исторической аналитики. Уже с 1905 г. он активно печатается в альманахах НТШ, участвуя в работе историко-философской секции, выступая с научными докладами, рецензиями, архивными разведками. Его первый весомый труд — «Материалы к истории украинской казачества» (1908) — вошла в фундаментальный восьмой том Жерел к истории Украины-Русы» под редакцией Грушевского. В 1911 году Крипякевич защитил докторскую диссертацию «Казаччина и Баторию вольности» — полностью национальный, патриотически осмысленный исторический текст, продолжавший традицию украинской исторической школы.
После университета Иван Петрович преподавал в Рогатине, а затем — во Львове, объединяя педагогическую деятельность с активной публицистикой. Он редактировал детский журнал «Звонок», а также один из лучших в то время галицких журналов — «Иллюстрированная Украина». И даже когда разразилась Первая мировая война, а школы были закрыты, он не оставил письма — жил за счет журналистских заработков, веря в значимость слова как оружия духа.
В октябре 1918 года Крипьякевича назначили профессором вновь созданного Каменец-Подольского университета, но из-за тяжелой болезни он не смог занять должность. Однако участие в развитии украинской школы во время УНР стало для него толчком к созданию серии учебников — ясных, доступных, украиноязычных. В течение нескольких лет он издает четыре книги для разных возрастов — «Краткую историю Украины», «Обзор истории Украины», «Путями славы украинских князей» и «Рассказы по истории Украины».
Его «Краткая история» (1918) — это не просто изложение фактов, а целостный взгляд на прошлое как путь формирования украинской государственности. Предоставляя историю по пяти большим периодам — от славянских времен до Украинской революции 1917 года — он стремился создать понятную и последовательную картину прошлого для детей и подростков. В книге было 58 иллюстраций, две карты, четкое структурирование и методическое представление материала. Стиль был жив и разговорен, диалоги и легенды органично вплетались в текст, а самые важные даты и события выделялись для более легкого запоминания.
В 1919 году свет увидела еще одна книга — «Обзор истории Украины. Repetitorium», рассчитанная на учительские курсы и старшие классы. Она стала своеобразным мостом между популярной историей и научным подходом. 237 параграфов были компактными, но информативными: краткие энциклопедические справки, четкие даты, имена, события. Историк пытался сохранить главное, избежав лишних подробностей, но сохранив линию государственного развития Украины. от Руси до начала XX века.
Отдельную роль в формировании исторического сознания имели его полубеллетризованные книги для детей. «Путями славы украинских князей» и «Рассказы по истории Украины для низших классов» писались легко, эмоционально, с художественным вкусом. В центре были князья, сражения, гербы, города – mdash; все, что пробуждало интерес к истории и формировало национальное достоинство. И хотя запланирована вторая часть «Рассказов» Крипякевич не завершил из-за событий польско-украинской войны, даже первый том стал значимым событием для украинского исторического образования.
В 1920-х Крипьякевич активно работает во Львове — в польских гимназиях, в Тайном украинском университете, преподает историю Украины, историографию, становится секретарем сената этого заведения. В советский период занимает ведущие должности в Львовском университете, работает в Институте истории Украины и Институте общественных наук АН УССР. В 1941 году ему присуждена степень доктора исторических наук без защиты, а в 1950-х — присвоено звание академика и заслуженного деятеля науки УССР.
Его жизненный путь был отмечен уникальной стабильностью: Крипьякевича не репрессировали, не выгоняли из посадок. Однако это не означает, что его жизнь была спокойной. После войны он стал объектом критики за якобы «фальсификацию» истории, но несмотря на это, оставался устойчивым в своих убеждениях. Его научные позиции изменялись — от народнических до государственнических, но неизменным оставалось одно: глубокая вера в украинскую историческую тяготу и культурную самобытность.
Иван Крипьякевич — это не просто историк. Это создатель украинской исторической школы ХХ века, педагог, автор, популяризатор, строитель национального сознания. Его работы стали фундаментом, на котором росли новые поколения исследователей и граждан. Он оставил не только книги, но и пример жизни, исполненной интеллектуального достоинства и человеческой преданности Украине.




