Марко Лукич Кропивницкий
(1840-1910)
Драматург, режиссер, актер, композитор — создатель украинского профессионального театра
Жизнь и творчество Марка Кропивницкого — это история постоянного преодоления, глубокой любви к украинской сцене и безграничной веры в силу родного слова. Родился он 10 (22) мая 1840 года в селе Бежбайраки Бобринецкого уезда Херсонской губернии (ныне – село Кропивницкое Кировоградской области). Его детство было непростым: родители, хоть и были одаренными людьми, разошлись, оставив мальчика один на один с чужими людьми, с одиночеством, но и — с жаждой знаний.
Начальное образование Марко получил в частной школе шляхтича Рудковского, а в 1856 году окончил Бобринецкое уездное училище с похвальной грамотой. Несмотря на страстную жажду обучения, ему не суждено было получить систематическое профессиональное образование — впрочем, это не стало преградой. С юности Марк читал, изучал языки, впитывал в себя культуру. Знал польский, французский, немецкий, русский, играл на музыкальных инструментах, с детства писал стихи, создавал песни. Именно в раннем детстве впервые посетил цирковое представление — и театр, с его светом и магией, стал главным пристрастием всей жизни.
Начинал как чиновник: работал в уездном суде, полиции, сиротском суде, городской думе. Но подлинное призвание победило. В 1871 году в Одессе Кропивницкий впервые выступил на сцене профессионального театра в спектакле по «Сватованию на Гончаровке». С тех пор театральная жизнь полностью поглотила его. Он работал в Харьковском театре, гастролировал в Петербурге, посетил Галицию, где стал режиссером театра "Русская беседа", привнеся туда новаторские подходы к постановкам.
В 1882 году Кропивницкий основывает собственную театральную труппу, которая быстро приобретает популярность и присоединяет самых талантливых актеров эпохи. В течение 1885-1902 годов он был неоспоримым лидером украинской сцены, возглавлял многочисленные театральные коллективы, путешествовал с ними по всей империи. Даже поселившись в 1890 году на хуторе Уют около Харькова, не прекращал активно работать: писал пьесы, репетировал, гастролировал. Умер по дороге с гастролей — в вагоне поезда, возвращаясь из Одессы в Харьков.
Кропивницкий был не только режиссером, но и тонким актером, настоящим мастером перевоплощения. Его актерская игра поражала глубиной и точностью психологических портретов. Обладатель редкого голоса — баса большого диапазона — он сам исполнял вокальные партии, а также писал музыку к спектаклям. Его любовь к музыке, живописи, сценографии позволяла создавать чрезвычайно выразительные и цельные постановки. Его спектакли не ограничивались игрой актеров — это были живые картины, где каждая деталь быта, декорации, даже телодвижения — работали на атмосферу.
Именно Кропивницкий стал первооткрывателем ансамблевой игры в украинском театре. Это новаторство — стремление к гармонии на сцене, к психологической точности и натурализму — критики сравнивали с выступлениями немецкой труппы «Майнингенцев». Он первым отказался от шаблонности, от «казенной» театральности. Его сцены дышали жизнью, а персонажи — глубокими человеческими эмоциями.
Да, пожалуй, самый большой его вклад — в воспитании нового поколения актеров. Он не просто ставил пьесы — он формировал профессионалов, строил украинский театр как институт. Именно за это его и называют «отцом украинского театра». И не зря: за годы своей деятельности он создал более 40 пьесов, как оригинальных, так и по мотивам других авторов. Его самая известная драма «Дай сердцу волю — заведет в неволю» (переработка первой пьесы «Никита Старостенко») не сходила с афиш и стала настоящим народным достоянием.
Сцена для Кропивницкого была не просто искусством — это было пространство борьбы за достоинство, за язык, за право украинцев иметь собственный голос. Жизнь под царской Россией не способствовала национальному театру, но именно благодаря таким, как он, этот театр выжил, окреп и расцвел.
Личная жизнь Кропивницкого также была полна драм и трудностей. Его детство прошло в нестабильности, в разбитой семье. Сам он рано потерял жену Александру Вукотычу, с которой прожил несколько счастливых лет. Несмотря на неустроенную бытовую жизнь, одиночество, постоянные разъезды и болезни, он никогда не терял жажды творчества.
Марко Лукич Кропивницкий оставил после себя не просто репертуар и школу. Он оставил дух. Дух правды, огня, свободы, ныне пульсирующий в украинском театре. Его имя — символ искусства, родившегося из любви к людям и родной земле.




