• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Кобринская Наталия Ивановна

Биография Кобринская Наталия Ивановна

Наталья Ивановна Кобринская (урожденная Озаркевич) — выдающаяся украинская писательница, публицистка и общественный деятель, родившаяся 8 июня 1855 в селе Белелуя на Снятинщине (ныне Ивано-Франковская область). Вырос в интеллигентной семье греко-католического священника Ивана Озаркевича — литератора и переводчика, известного культурного деятеля Галиции. Семейная традиция уважения украинского слова и театра, шедшая еще от деда Ивана Озаркевича, стала живой почвой для формирования характера и духовного мира Натальи.

Из-за запрета женщинам учиться в высших учебных заведениях, образование Наталья получила дома. Большое значение имела ее няня-крестьянка, которая научила детей любить народную песню, обычаи, родной язык. Под руководством отца девушка изучала несколько языков: украинский, польский, немецкий, французский и русский, что стало ее важным инструментом в дальнейшей публицистической и переводческой деятельности.

В 1874 году Наталья вышла замуж за Теофила Кобринского — просвещенного священника, активного культурного деятеля, фольклориста. Супруги путешествовали по селам Прикарпатья, записывая фольклорные материалы, песни и легенды. Но семейное счастье длилось недолго. в 1881 году, после семи лет брака, Теофил скончался. 26-летняя вдова переехала к родителям в Болехов. Именно здесь начинается новый этап ее жизни — как писательницы и идеолога женского движения.

В 1882 году Кобринская вместе с отцом отправляется в Вену, где знакомится с публицистом Остапом Терлецким, который повлиял на ее становление как литератор. В настоящее время появляются ее первые рассказы — "Госпожа Шуминская" и "Для кусника хлеба" (1883), которые высоко оценил Иван Франко.

Наталья активно включается в литературную и общественную жизнь, и уже в 1884 году в Станиславове по ее инициативе создается "Общество русских женщин" — первая в Галичине женская организация, председателем которой она и стала. Основной целью общества было повышение уровня образования, прав и самосознания украинских женщин.

Она публикует художественные и публицистические произведения в альманахах "Первый венок" и "Наша судьба", где популяризирует идеи женского равноправия, свободного выбора, образования для девушек. Ее идейными вдохновителями были Иван Франко, Михаил Павлик, Остап Терлецкий. Под редакцией Франко появляются отдельные ее произведения и антологии.

На рубеже веков Кобринская становится автором нескольких знаковых сборников — "Дух времени" (1898), "Сказки" (1904), "Ядя и Катя" (1904), сочетающие женскую тематику, социальную аналитику, тонкий психологизм и внимание к народной жизни. В ее произведениях четко просматривается конфликт между женщиной и обществом, изображена нищая жизнь крестьянства, общественное неравенство, кризис морали в высших слоях.

В 1899 году Кобринская вместе с Ольгой Кобылянской путешествует в Приднепровскую Украину. В Киеве она встречается с Михаилом Старицким, Иваном Нечуем-Левицким, Михаилом Коцюбинским и Борисом Гринченко. Свои впечатления изложила в очерках "У И.В. Нечуя-Левицкого" и "Из путешествия по Украине".

Во время Первой мировой войны ее безосновательно обвинили в шпионаже в пользу России. Благодаря вмешательству адвоката и писателя Андрея Чайковского ее удалось вызволить из-под ареста. Впечатления от войны Кобринская воплотила в сборнике "Военные новеллы" (1918), в которую вошли произведения "Конь", "Оставленный", "На кладбище", "Свеча горит", "Братья", "Калика".

Последние годы жизни Натальи Кобринской были отмечены тяжелыми материальными условиями. Она жила в нищете, но не прекращала творческого труда. В январе 1920 года, возвращаясь из поездки во Львов, она заболела тифом и умерла 22 января в Болехове. Перед смертью оставила простые, но глубокие слова: "Меня уже сердце не болит…"

Наталья Кобринская оставила мощный след в истории украинской литературы и общественного движения. Она стала символом женского достоинства, гражданской отваги и культурного пробуждения своего времени. Ее деятельность — это пример борьбы за права женщин через слово, действие и верность идее.