Иван Петрович Кавалеридзе (1887–1978) — выдающийся украинский художник, оставивший глубокий след в национальной культуре как скульптор, кинорежиссер, драматург и сценарист. Его многогранное творчество охватывает скульптуру, театр и кино, а его новаторские подходы оказали значительное влияние на развитие украинского искусства XX века.
Ранние годы и образование
Родился 13 апреля 1887 года на хуторе Ладанский (ныне село Новопетровка Роменского района Сумской области) в семье украинки Килины Луковны Кухаренко и грузина Петра Кавалеридзе, потомка княжеского рода, переселенного в Украину после Кавказской войны. Детство провел в селе Талалаевка, где с ранних лет проявлял интерес к искусству, особенно к лепке из глины.
В 1899 году его дядя, художник и археолог Сергей Мазараки, забрал Ивана в Киев, где учился в частной гимназии Валькера. После участия в студенческих беспорядках 1905 г. был вынужден покинуть гимназию. В 1906 году поступил в Киевское художественное училище, где учился сначала на архитектурном отделении, а затем в классе лепки под руководством Федора Балавенского. Чтобы обеспечить себя, работал статистом в Киевском оперном театре, где познакомился с Федором Шаляпиным, с которого в 1909 создал бюст.
В 1909 – 1910 годах учился в Петербургской академии искусств, а в 1910 – 1911 годах – mdash; в Париже, в мастерской скульптора Наума Аронсона. В Париже имел возможность посетить мастерскую Огюста Родена, что оказало на него значительное влияние.
Скульптурная деятельность
Вернувшись в Киев, Кавалеридзе в 1910 году получил первую премию в конкурсе на лучший проект памятника княгини Ольге. Вместе со скульптором Петром Сниткиным и архитектором Владимиром Рыковым он создал памятник, открытый в августе 1911 года.
В 1918-1928 годах жил в Ромнах, где работал в отделе народного образования, преподавал рисование в школах, был режиссером уездного театра. В этот период создал ряд памятников: Тарасу Шевченко в Ромнах, Полтаве и Сумах; Григорию Сковороде в Лохвице; Артема в Бахмуте и Святогорске. Его скульптуры отличались сочетанием классических традиций с элементами народного искусства, что придавало им особую выразительность.
Особого внимания заслуживает памятник Тарасу Шевченко в Ромнах (1918), который стал первым пореволюционным монументом Кобзарю в Украине. Кавалеридзе стремился передать не только внешний образ поэта, но и его внутреннюю силу и связь с родной землей.
Кинематографическая деятельность
В 1928 – 1933 годах Кавалеридзе работал режиссером на Одесской кинофабрике, а в 1934 – 1941 годах – mdash; на Киевской киностудии "Украинфильм". Его дебютный фильм "Слив" (1929) был новаторским и авангардным, однако подвергся критике за "формализм" и был снят с показа.
Следующие фильмы, такие как "Перекоп" (1930), "Штурмовые ночи" (1931), "Колиевщина" (1933), "Прометей" (1936), "Наталья Полтавка" (1936), "Запорожец за Дунаем" (1937), "Стожары" (1939), "Григорий Сковорода" (1959) и "Проститутка" (1961), демонстрировали его стремление соединить историческую достоверность с художественной выразительностью. В частности, фильм "Прометей" был запрещен советской цензурой из-за "буржуазно-националистической" мотивы.
Театральная и драматургическая деятельность
Кавалеридзе также активно работал в театре. В 1966 году в Тернопольском музыкально драматичном театре им. Т. Шевченко состоялась премьера его пьесы "Вотанов меч", а в 1967 году — п’есы "Перекоп" в Харьковском театре им. Т. Шевченко. В 1970 году пьеса "Первая борозда" была поставлена в Сумском и Тернопольском музыкально драматических театрах. Его драматургия отличалась глубоким психологизмом и философской насыщенностью.
Признание и наследие
В 1969 году Ивану Кавалеридзе было присвоено звание народного артиста Украинской ССР. Он также был награжден орденом Красной Звезды. Умер 3 декабря 1978 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.
После смерти художника его наследие продолжает жить. В 1987 году в селе Новопетровка открыт художественно-мемориальный музей Ивана Кавалеридзе, в 1989 году — галерею его скульптур в Сумском художественном музее, а в 1993 году — музей-мастерскую в Киеве на Андреевском спуске. Эти музеи хранят и популяризируют творчество художника, демонстрируя его скульптуры, проекты памятников, личные вещи и документы.
Творческий стиль и значение
Творчество Ивана Кавалеридзе отличается сочетанием классических традиций с новаторскими подходами. В скульптуре он стремился передать не только внешнюю форму, но и внутреннее содержание, эмоции и дух эпохи. Его работы, такие как памятники Тарасу Шевченко, Григорию Сковроде, княгини Ольге, Артему, Ярославу Мудрому, стали знаковыми для украинской культуры.
В кинематографе Кавалеридзе был одним из пионеров украинского исторического фильма и кинооперы. Его фильмы отличаются глубоким психологизмом, философской насыщенностью и художественной выразительностью.
В общем, Иван Кавалерида — это художник, который, подобно мастерам Возрождения, сочетал в себе разные виды искусства, создавая целостные и глубокие произведения, оставившие весомый след в истории украинской культуры.




