Александр Михайлович Катренко: писатель «молодой Украины»
Александр Михайлович Катренко (настоящая фамилия – Катрухин; псевдонимы: Курносый Александр, Хомовченко Александр) родился 14 октября 1859 года на Харьковщине. Его жизненный путь тесно связан с Харьковом, где он учился в гимназии и работал в почтово-телеграфной конторе.
В литературной среде Катренко дебютировал в 1884 году с публикацией в журнале «Киевская старина». Впоследствии его произведения появлялись в таких изданиях, как &lquo;Заря», «Звонок», «Руслан», «Литературно-научный вестник». Он активно сотрудничал с известными деятелями украинской культуры, в частности с Александром Конисским и Осипом Маковеем, а также переписывался с Иваном Франко, Борисом Гринченко и Александром Лукичем.
Катренко был членом Общества тарасовцев с 1897 года, что свидетельствует о его активном участии в национальном движении. Его литературная деятельность охватывала разные жанры: от исторических и этнографических очерков до бытово-психологических рассказов. Среди его произведений — «Млечная беда» (1890), «Дохтор» (1890), «На барском обеде» (1890), «Омелько Щенок» (1899), «Господин Природа и другие очерки» (1901), «Горе разума не морочит, а бурхает» (1902).
В своих рассказах Катренко изображал жизнь пореформенного крестьянства и мелкого господства, исследуя морально-этические и философские проблемы. Его произведения отличаются сочетанием лиризма с глубочайшим психологизмом. Иван Франко называл его «учеником Достоевского» за способность передавать сложные душевные состояния и социальные конфликты.
Несмотря на активную литературную деятельность, биография Катренка остается малоизученной. Известно, что еще в 1918 году он обращался с письмом к Ивану Стешенко, но точная дата его смерти неизвестна.
Творчество Александра Катренко является важной составляющей украинской литературы конца XIX — начале XX века. Его произведения, в частности рассказ «К беде и еще беда» (1889), «Как мужчина себе науку извлекал» (1892), «Закон смерти» (1899), «Вьюга» (1900), «Из записок народолюбца» (1902), вошли в сборник «Украинская новеллистика конца ХІХ — начала ХХ ст.» (Киев, 1989), что свидетельствует об их актуальности и сегодня.
Исследование жизни и творчества Катренка продолжается, ведь его литературное наследие заслуживает более глубокого изучения и популяризации в современном украиноведении.




