Николай Иванович Карпенко — украинский поэт, публицист, сатирик, журналист, редактор и общественный деятель, один из художников, чей жизненный и творческий путь прошел сквозь самые бурные повороты украинской истории ХХ века. Его судьба — это одновременно и путь поколения, и личная история человека, который никогда не казался, даже когда мир вокруг менялся до неузнаваемости.
Родился он 14 августа 1925 года в селе Вороньков Бориспольщине в обычной крестьянской семье. Это была земля с глубокими историческими корнями, напоенная народной мудростью, из которой Карпенко, кажется, черпал вдохновение всю свою жизнь.
В 1943 году, еще юношей, был мобилизован в ряды Советской армии. Почти сразу же оказался в эпицентре событий — на Лютижском плацдарме, где получил ранение. В армии прослужил до 1950 года, побывав в разных уголках страны, а после демобилизации вернулся в гражданскую жизнь.
Его первая работа — в редакции районной газеты "Коллективист" в Борисполе. Затем работал редактором политотделовской газеты на Бурштынской МТС в Ивано-Франковской области — именно там начался его продолжительный творческий и профессиональный рост. Учился в Высшей партийной школе в Киеве, что позволило ему совмещать практику с теоретической подготовкой.
В Ивано-Франковске Николай Карпенко прожил четверть века, став неотъемлемой частью культурной среды этого города. Работал редактором в известных издательствах "Каменщик" и "Карпаты", возглавлял областное литературное объединение, активно поддерживал молодых авторов. В 1971 году был избран ответственным секретарем областной организации Союза писателей Украины. С 1975 года жил и работал в Киеве.
В литературе дебютировал в 1950 году в альманасе "Литературная Одесса". Первый поэтический сборник — "Тропами юности" — вышла в 1960 году. С тех пор и до 1990-го Карпенко опубликовал почти два десятка сборников, среди которых особое место занимают "Неотправленные письма" (1965), "Вооруженная муза" (1970), &t" "С высоты поля" (1978), "Глагол" (1980), "Молнии" (1984) и избранное (1985). Его стихи — это сочетание лиризма и гражданского пафоса, интимного переживания и глубокой философской рефлексии.
Отдельное направление в его творчестве — юмор и сатира. Книги "Личная каланча Гаврила Квача" (1963, переиздана 1972), "Укороченный Цицерон" (1982) — яркие примеры того, как Карпенко умел с мягкой иронией, а порой и с острым сарказмом, отражать абсурды эпохи, разоблачать бюрократические парадоксы, одновременно сохраняя человеческое тепло и тонкое чувство языка.
После 1990 года его поэтический голос не смолк — напротив, углубился, стал шире. Выходят книги "Двое из ноября", "Благовест", поэтические перепева библейских книг (Йова, Екклезиаста, Исаии, псалмов и притчей Соломоновых), а также "Велесовой попытка интерпретации архаических текстов через призму современной поэтики.
Значительной частью его позднего творчества стали исторические стихотворные произведения, изображающие события украинского прошлого: "На Перуновой отмели", "Шапка Мономаха", "Заступила облако", где речь идет, в частности, о княжеском периоде, с акцентом на фигурах Владимира Великого и Владимира Мономаха.
Особенно глубоким было его позднее произведение — поэма-размышление "Атаман Черпак", написанная в 2003 году. В ней он обратился к теме национального сопротивления, рассказывая об Иване Черпаке — командира Вороньковской сотни, которая в феврале 1919 вступила в бой с большевистскими силами и на два дня остановила наступление на Киев. Это был жест памяти и чествования земляка, а вместе с тем — еще один этап возвращения умалчиваемой истории к литературному дискурсу.
Николай Карпенко ушел из жизни 12 июня 2007 года. Его наследие — это многоголосое свидетельство времени, в котором соединились воспоминания о войне, пережитое в советских коридорах власти, любовь к родному слову, неутомимая работа на литературном поле и искренняя преданность Украине.




