Филипп Иосифович Капельгородский — украинский писатель, поэт, публицист, историк и драматург, одна из самых трагических фигур украинской литературы начала ХХ века. Его жизнь была плотно вплетена в сложную, кровавую ткань истории: революции, войны, репрессии, аресты, ссылки — все это стало не только внешним контекстом его биографии, но и непосредственным содержанием его творчества.
Родился 14 ноября 1882 года в многодетной крестьянской семье в селе Городище, ныне входящем в Недригайловский район Сумской области. Уже в юности Капельгородский проявляет активную гражданскую позицию — во время учебы в Полтавской духовной семинарии в 1902 году участвует в крестьянских беспорядках. Его вовлечение в протестное движение не прошло бесследно — начались преследования, полицейский надзор, обыски, аресты. Спасаясь от репрессий, он вынужден покинуть Украину и убегать на Кубань.
Там Капельгородский обретает новую жизнь: работает учителем, а впоследствии занимает должность директора училища. Параллельно начинает печатать стихи — В 1905 году его произведения появляются в сборнике начинающих «Первая ласточка», а также в периодике. Уже в 1907 году в Киеве выходит его первый поэтический сборник «Отзывы жизни» — единственная, которую он смог напечатать при жизни.
Его гражданская позиция, интеллектуальная непокорность и искренний интерес к национальным и социальным темам снова привлекают внимание власти. В 1909 году его арестовывают, обвиняют в политической неблагонадежности и арестуют в Армавирской тюрьме. Именно там он пишет автобиографическую повесть-хронику «Записки семинариста» и рассказы «Чья вина?», в которых правдиво и болезненно изображает жизнь в семинарии — атмосферу удушающую, удручающую, невыносимую для одаренного, чувствительного человека.
Несмотря на все обвинения, суд выносит решение об оправдании, но требует от Капельгородского покинуть Кубань и запрещает работать в образовании. Он переезжает во Владикавказ, где начинает сотрудничать с газетой "Терек" и погружается в исследование культуры ногайского народа. Плодотворным результатом его научно-литературного труда стала полная история ногайцев от XII века до 1928 года, которую он передал в собственность Дагестанской АССР.
Его глубокое знание быта, традиций и социального устройства каронагайцев вылилось в написание повести «Аш хаду» («Я утверждаю», 1917), повествующий о трагической любви Каирбика, — рассказ о горькой судьбе, затрагивавшей многих в тогдашнем патриархальном обществе.
После революции Капельгородский возвращается в Украину. В 1918 году поселяется в Лубнах, но стабильности не обретает. В 1921-1922 годах его снова арестовывают — на этот раз советские чекисты обвиняют его в «качаниях». интеллигенции Однако вместо наказания — «перевоспитание»: Капельгородского заставляют читать лекции политграмоты другим заключенным. Все это завершилось своеобразной капитуляцией: с 1924 года он работает в советской прессе, в частности в редакции газеты «Красная Лубенщина», а с 1925-го — в «Большевике Полтавщины», где занимает должность заведующего отделом.
В короткий период с 1925 по 1930 годы он демонстрирует поразительную работоспособность: пишет более 600 публицистических и художественных текстов — от фельетонов и юморесок до критических статей и политической сатиры. Самые известные юмористические сборники этого периода: «Эй, не удивляйте&help;» (1927), «Раздайся, море» (1927), «Прейскурант отца Максима»&em класс…» (1931).
В 1932 году выходит повесть-хроника «Шурган» — эпическое произведение о гражданской войне на Кубани, исполненное исторической правды и боли. Автор четко противопоставляет себя официальной советской пропаганде, в частности произведения Серафимовича «Железный поток», что идеализирует действительность. Капельгородский же честно рассказывает о потерях, поражениях, жертвенности. В 1933 году произведение переиздавалось как «роман-хроника».
Следующая весомая работа — роман «Артезиан», написанный в 1934 году, но опубликованный только в 1973-м. Здесь он исследует внутреннюю трансформацию человека, который сначала отвергает революцию как катастрофу, но впоследствии, из-за личного очищения, находит в себе силы для новой жизни.
Мечтой Капельгородского был эпический цикл романов о гражданской войне в Украине — от «Обороны Полтавы» до «Перекопа». Но осуществить замысел ему не дали.
В марте 1938 года Филиппа Капельгородского снова арестовывают. Его обвиняют в участии в мифической националистической контрреволюционной военно-восстанииской организации». Через два месяца после ареста, в мае 1938 года, жизнь писателя трагически обрывается — его расстреливают как «врага народа».
Филипп Капельгородский оставил после себя огромное творческое наследие, большая часть которого осталась в архивах или была уничтожена. Он — один из тех, кого сломала эпоха, но чья правда о ней, изложенная честно и достойно, сохранилась в слове.




