Катря Гриневичева (настоящее имя — Екатерина Васильевна Гриневич) — одна из заметных фигур украинской литературы начала ХХ века.
Ее творческий путь тесно связан со средой прогрессивных интеллектуалов Западной Украины. Она поддерживала искренние отношения с такими деятелями, как Василий Стефаник, Марко Черемшина, Ольга Кобылянская, Осип Маковей, Игнат Хоткевич, а духовным ориентиром для нее стал Иван Франко, первым разглядевший в ней литературный талант и напечатавший ее первые произведения.
Родилась Катя 19 ноября 1875 года в Винниках вблизи Львова в семье служащего. Еще в раннем детстве ее семья переехала в Краков. Там она получила начальное и среднее образование, окончив польскую учительскую семинарию. Именно там начался его интерес на украинском языке — предметом факультативного изучения для будущих учительниц, работавших в Галиции. Постепенно польскоязычная молодая автор открыла для себя родное слово, которое произошло благодаря встрече с В. Стефаником, который убедил ее писать на украинском.
По завершении семинарии Катя возвращается во Львов. С того времени литература и культурный труд становятся его призванием. Она занимается редакторской деятельностью, активно участвует в женском движении, поддерживает просветительские инициативы. Ее первый сборник — "Легенды и рассказы" (1906) — быстро стала популярной. Центральное место в ней занимают рассказы о трагическом детстве бедных галицких детей. Ощущение детской уязвимости и глубокое понимание их внутреннего мира отличало ее тексты среди других. Значительную часть своей жизни она посвятила созданию школьной литературы и воспитанию юных читателей. В 1910-1912 годах редактировала детский журнал "Звонок".
Глубокие переживания Первой мировой войны стали основой для сборника "Непреодолимые" (1926), которая принесла автору широкое признание. Вместе с произведениями других классиков антивоенной украинской прозы этот сборник занял важное место в литературном осмыслении великой трагедии народа.
Одним из вершинных достижений писательницы стали ее исторические повести "Шестикрылец" (1935) и "Шлемы в солнце" (1928), посвященные фигуре князя Романа Мстиславича и его эпохе. В этих произведениях Гриневичева мастерски воспроизвела атмосферу эпохи Галицко-Волынского княжества, опираясь на исторические источники и исследования отечественных ученых. Она не только создала живой образ князя, но и раскрыла его как государственного деятеля, воина, реформатора, тонкого политика и объединителя украинских земель. Автор передала внутреннее одиночество и волевую силу своего героя, не избежав драматических и трагических моментов его жизни.
Продолжением темы стала повесть "Шлемы в солнце", в которой на первый план выходит народ — как главная движущая сила исторических событий. Здесь изображено героическое сопротивление галицких людей захватчикам — венгерским, польским, киевским. Трагическая гибель героини Ясини — светлого и трогательного женского образа — увенчивает тему самопожертвования ради Родины.
Стиль Гриневичевой отличается эмоциональностью, орнаментальностью, языковой архаизацией. Ее произведения наполнены богатыми образами, высокой поэтической концентрацией, ощутимым влиянием литературного барокко. Она не стремилась к простоте — ее предложения иногда сложны, построение насыщено лексическими оборотами, создающими выразительную, яркую стилистику.
Жизнь Катри Гриневичевой была полна работы, поисков, преданности делу украинского слова. Она создавала образы прошлого, которые вдохновляли современников и остаются актуальными и сегодня. Умерла она 25 декабря 1947 года в эмиграции, в Германии, оставив после себя бесценное литературное наследие, которое продолжает жить в памяти национальной культуры.




