• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Григоренко Грицько

Биография Григоренко Грицько

Грицко Григоренко (Александра Евгеньевна Судовщикова-Косач): жизнь, призванная словом

Писательница, переводчица, общественный деятель — так коротко можно изобразить творческую и жизненную миссию женщины, избравшей литературное имя Грицько Григоренко. На самом же деле ее звали Александра Евгеньевна Судовщикова, и судьба тесно связала ее с одной из самых известных семей украинской культуры — Косачами.

Родилась она в марте 1867 года в городе Макарев, что на территории современной Костромской области России, в семье школьного учителя Евгения Судовщикова. Ее отец был другом Михаила Драгоманова — это знакомство оказалось судьбоносным. Уже в 1868 году маленькая Александра вместе с матерью переехала в Драгоманов. Именно в этой интеллектуальной среде, полной идей свободы, культуры и национального самоутверждения, формировалась ее личность.

Она получила основательное образование: после завершения гимназии поступила на историко-философское отделение Высших женских курсов в Киеве. Относилась к молодежному кругу, который сплачивался вокруг Леси Украинки, и со временем это знакомство переросло в крепкие родственные связи — 12 сентября 1893 года Александра вышла замуж за Михаила Косача, брата Леси. Молодые супруги поселились в городе Дерпт (ныне Тарту, Эстония), где Михаил работал на физико-математическом факультете университета. Именно там, вдали от Украины, Александра начала писать и издала свой первый прозаический сборник — "Наши люди в деревне" (1898). Эта книга импрессионистических новелл сразу привлекла внимание: Леся Украинка и Иван Франко одобрительно отозвались о ее стиле, хотя и заметили определенную пессимистическую тональность.

В 1901 году супруги переехали в Харьков, но уже через два года трагически оборвалась жизнь ее мужа. Это явилось поворотным моментом. Овдовевшая женщина возвращается в Киев, где завершает юридические курсы и начинает работать в суде. В то же время, она активно включается в общественную жизнь: участвует в деятельности Общества защиты работающих женщин, сотрудничает с прессой, много пишет.

Однако вскоре Киев теряет привлекательность. Разочарование в чиновничьей работе побуждает ее переехать в Гадяч. Там он работает домашней учительницей, ведет литературную деятельность, общается с провинциальной интеллигенцией, изучает быт крестьян. Публикует произведения в "Совете", "Родном крае", "Литературно-научном вестнике", "Молодой Украине". В зрелые годы поселяется в Могилеве-Подольском, где живет вместе с Еленой Пчилкой. Обе женщины, каждая по-своему сильна, выживали благодаря случайным литературным заработкам.

Как прозаик Григоренко создает ряд глубоко натуралистических рассказов, сосредоточенных на судьбе украинского крестьянина, труженика, человека из низов. В произведениях "Смерды", "Пересельцы", "Никак не умрет", "Машинист", "По правде ли", "Людям" чувствуется тонкое социальное чутье, умение уловить нерв эпохи и превратить бытовые сцены в психологически насыщенные мини-драмы. Отдельный пласт творчества — детская литература: в 1918 году выходит ее сборник "Детки". В том же году пишет пьесу "Яблоки", впоследствии — "Димин сон", которая появилась только в 1930 году. Ее воспоминания, которые она вела годами, стали основой для мемуарного произведения "Хаос", найденного в 1980-х (рукопись ныне хранится в Киевском музее Леси Украинки).

Григоренко была еще и талантливой переводчицей. Она свободно владела несколькими иностранными языками — французском, английском, шведском. Перевела на французский язык "Женитьба" Николая Гоголя, а также много художественных текстов зарубежных авторов, чем делала более доступной мировую литературу для украинского читателя.

Жизнь ее не была легкой. Но она прожила его достойно: работала, писала, творила, переживала и оставляла след. Умерла 27 апреля 1924 года. Похоронена в Киеве, на Кудрявском кладбище — наряду с теми, кто нес в сердце слово как оружие и молитву.

Ее жизненный и творческий путь — это одна из тех страниц украинской культуры, которую нельзя забыть. Она воплотила в себе дух эры, боль и борьбу, женскую стойкость и интеллектуальное достоинство. Ее рукописи до сих пор хранятся в Институте литературы имени Тараса Шевченко, напоминая нам о тех, кто творил Украину тихо, без громких манифестов, но с большой любовью к своему народу.