Дмитрий Прокопьевич Гордиенко
Дмитрий Гордиенко — украинский поэт, прозаик и публицист, судьба которого стала олицетворением трагедии целого поколения художников, сгоревших в огне сталинских репрессий, но оставивших по себе неугасающее слово.
Родился он 8 декабря 1901 года в селе Плужники Яготинского уезда, принадлежавшего Киевской губернии. Крестьянское происхождение не помешало Дмитрию стать одной из самых активных фигур литературного движения своего времени. Его юность пришлась на водоворот революционных событий, и он не остался в стороне: участвовал в борьбе против немецкой оккупации и гетманщины, воевал в партизанском отряде, а затем присоединился к легендарной Богунской бригаде.
В мирной жизни Гордиенко не оставил общественной деятельности: с 1921 года работал секретарем Яготинского райкома комсомола, где учился не только руководить, но и думать системно, учитывая большие процессы. Его дальнейший путь — это журналистика, литература, редактирование, активное участие в литературном движении Украины. Он закончил ускоренные курсы журналистики при ЦК КП(б)У — школа, готовившая кадры для новой советской прессы, — и с головой ушел в работу в редакциях ведущих изданий: газет «Известия», «Пролетар», журналов «Декада» и «Вселенная», где редактора.
Его литературный дебют пришелся на 1922 год — именно тогда он начал писать стихи, а потом и прозу. Был одним из основателей Прилукского филиала организации крестьянских писателей "Плуг", возглавлял Полтавское отделение этого мощного творческого объединения, а позже входил в состав таких литературных группировок, как "Молот", "Молодняк", " "ВУСПП". В 1934 году стал членом Союза писателей СССР — тогда еще созданной структуры, которая впоследствии превратится в инструмент контроля за творчеством.
Творческое наследие Дмитрия Гордиенко охватывает поэтические сборники «В путь» (1927), «Арки» (1929), прозу — повесть «Зеленый флигель» (1928), романы «Тинда» (1930), «Завоеватели недр» (1932), а также рассказы, среди которых « «Преступление механика» (1930), «Мар’яна-Евга», «Чужие профили» (1933). Он также оставил ряд очерков, затрагивающих как общественно-экономические, так и литературные темы.
Однако 1934 изменил все. 5 декабря того года Гордиенко был арестован в Харькове. Выдвинутое ему обвинение — участие в "контрреволюционной террористической организации". Статья 54-8 Уголовного кодекса РСФСР. В делах отмечалось, что доказательств для суда мало, но его "социальная опасность" вроде бы очевидна. Поэтому дело передали на рассмотрение Особого совещания при НКВД, которое 10 апреля 1935 вынесло приговор: 5 лет исправительно-трудовых лагерей.
Дмитрий Гордиенко своей вины не признал ни на этапе следствия, ни перед судом. Все обвинения считал безосновательными — и был прав. Но тогда это не имело никакого значения.
Наказание он отбывал на Колыме — один из самых страшных лагерных пунктов системы ГУЛАГ. В 1939 году, отбыв пятилетний срок, остался работать в системе Дальстроя уже как вольнонаемный. Казалось бы, жизнь налаживается. И действительно, — нет.
14 мая 1949 года его арестовали вторично — на этот раз в городе Бийске. 28 июля Алтайский краевой суд вынес новый приговор в — 25 лет заключения. В колонии №3 города Барнаула, где Дмитрий находился как заключенный, он обратился с письмом к Генеральному прокурору СССР. Его слова в этом письме — это не просто просьба, а вскрик человека, раздавленного системой: "Враг Берия и компания и после своей заслуженной смерти держат до сих пор таких людей, как я, в своих хищных лапах..."
Наконец, 2 декабря 1955 года, двадцать лет спустя после первого приговора, военный трибунал Киевского военного округа отменил постановление НКВД от 1935 года, признано отсутствие состава преступления. А еще раньше, 4 января того же года, Гордиенко был освобожден из колонии досрочно — из-за тяжелого состояния здоровья.
Его жизнь завершилась 1 января 1974 — почти незаметно, без громких наград или возвращений на литературный олимп. Но именно такие фигуры, как Дмитрий Гордиенко, — те, кто не сломался под катком времени, не предал себя, прошедших через лагеря и выживших, — являются живыми свидетелями страшных времен, память о которых мы не имеем права потерять.




