Олесь Терентьевич Гончар (3 апреля 1918 г. — 14 июля 1995 г.) — выдающийся украинский писатель, публицист, общественный деятель, человек, который на протяжении десятилетий был несгибаемым голосом национального достоинства и духовной силы.
Родился он в Екатеринославе (ныне – Днепр) в семье простых рабочих. После смерти матери, когда парню исполнилось всего три года, его забрали на воспитание дед и бабушка к слободе Суха Полтавской области. Именно бабушка, трудолюбивая и отзывчивая к людям женщина, стала для Олеся второй матерью и привила ему любовь к родной земле, к честному труду, к родному языку.
Тридцатые годы стали периодом формирования его мировоззрения. Юноша учился в техникуме журналистики, работал в местных газетах в Полтавской области и в Харькове, где стремительно закалял свое перо. Уже тогда он начал писать первые рассказы и повести, такие как "Черешные цветут" и "Иван Мостовой", где прослеживаются ранние мотивы любви к людям и стремление к правде.
В 1936 году, когда гражданская война в Испании зажгла сердца многих романтиков, молодой Гончар мечтал оказаться в эпицентре борьбы. Хотя его юношеские мечты не сбылись, уже через несколько лет он добровольно ушел на фронт Второй мировой войны, оставив учебу в Харьковском университете.
Война для него стала не только испытанием тела, но и закалкой души. Служил старшим сержантом, командиром минометной батареи. Несмотря на фронтовые трудности, никогда не расставался с карандашом и блокнотом. Его стихи, написанные в перерывах между боями, впоследствии стали "поэтическими черновиками" для большого творчества. Лирический герой тех строк живет и дышит в образах "Знаменосцев" — романа, ставшего этапным в его жизни.
Работа над трилогией "Знаменосцы" продолжалась три года. Наряду с другими произведениями того времени — новеллами, повестью "Земля гудит", обучением в Днепропетровском университете — главным событием стала именно эта книга. Она получилась тремя частями: "Альпы" (1946), "Блакитный Дунай" (1947) и "Злата Прага" (1948), и принесла автору две Государственные премии СССР.
Послевоенное творчество Олеся Гончара сохраняло интерес к героике войны, но постепенно его темы углублялись в более интимные пласты человеческого бытия. Его новеллы — "Модры Камень", "Весна за Моравой", "Илонка" — дышали тоской по миру и стремлению красоты. Повесть "Земля гудит" рассказывала о борьбе молодежи в подполье Полтавщины, оставляя глубокий след в сознании читателя.
В 1950-х годах Гончар обращается к мирной тематике: сборник "Юг" (1951), "Дорога за облака" (1953), "Волшебство-камыши" (1958), а также дилогия "Таврия" (1952) и "Перекоп" (1957) отражают жизнь простых людей в послереволюционные годы.
Романы "Человек и оружие" (1960) и "Циклон" (1970) стали новым словом в творчестве писателя, ведь затрагивали философские вопросы жизни, смерти, человеческой стойкости.
Шестидесятые-семидесятые годы стали временем самого высокого творческого взлета Гончара. "Тронка" (1963) принесла ему Ленинскую премию. Однако с романом "Собор" (1968) судьба сложилась драматично: после первых одобрительных отзывов книгу подвергли сокрушительной критике и изъяли из литературного обращения на два десятилетия. Между тем "Собор" стал символом несокрушимой духовности, вызвав глубокий резонанс как в Украине, так и за ее пределами.
Творчество Гончара продолжало развиваться: появляются романы "Берег любви" (1976), "Твоя звезда" (1980), новеллы "Кресафт" (1963), "На косе" (1966), "Под далекими соснами" (1970), "Позднее прозрение" (1974) и другие.
Он не ограничивался только художественной прозой — активно работал в области литературной критики: его размышления об украинском писательстве, о творчестве классиков и современников вошли в три сборника статей ("О нашей писательстве", "О тех, кто дорог", "Писательские размышления").
Произведения Олеся Гончара переведены на 67 языков, и его творческое наследие получило признание во всем мире.
14 июля 1995 года писателя не стало. Но его слово продолжает жить.
В октябре 1990 года в Вашингтоне, в отеле "Хилтон", состоялась международная конференция "Человек и его миссия в творчестве Олеся Гончара", где звучали речи на английском и украинском языках. О "Собор" как о "шедевре", опередившем даже эпоху перестройки, говорили ведущие исследователи украинской диаспоры — Л. Рудницкий, Л.А. Онишкевич, М.А. Лабунька, В. Маркусь. Особо эмоционально выступил доктор П. Эллис, который подчеркнул, что Гончар внес большой вклад в международное понимание еще до появления изменений в Советском Союзе.
Эти свидетельства еще раз напоминают: Олесь Гончар — не просто писатель эпохи, это голос нации, боровшейся за свое достоинство и память.
В условиях тоталитарного режима его талант пытались приручить, но он оставался верен себе, своему народу и стал настоящим столбом национального возрождения Украины во второй половине ХХ века.
Его герои несли в себе свет веры, надежды и любви к родной земле — тот свет, который Олесь Гончар пронес сквозь всю свою жизнь и который никогда не угаснет в сердцах благодарных поколений.




