Петр Иванович Голота — фигура, в которой отразилось все трагизм и противоречивость украинской культурной жизни начала ХХ века. Человек тяжелой судьбы, он получил себе репутацию "человека 33 несчастий" еще в двадцатых годах прошлого столетия.
Родился Петр Иванович в 1902 году в селе Балашовка, которое сейчас является частью города Кировограда (современный Кропивницкий). В разных источниках место его рождения иногда относят к Одесской или Херсонской, что лишь подчеркивает сменность административных границ того времени. И сегодня на карте города хранятся названия Старой и Новой Балашевки — напоминание о его корнях.
Первые литературные псевдонимы Голоты — Балаш и Балашевский — прямо указывают на место его происхождения. А вот другой его псевдоним – mdash; Маруся Башлычко — до сих пор остается загадкой даже для исследователей. Фамилия "Голота" появилось неслучайно: семья жила в тяжелых условиях, родители и многочисленные дети вынуждены были намитировать, едва сводя концы с концами.
Еще с детства Петр проявил незаурядный художественный талант: мастерски рисовал, лепил из глины, мечтал о творческом будущем. Однако суровая реальность заставила его в 12 лет стать батраком. Жестокое отношение хозяев толкнуло парня на отчаянный шаг. он пытался покончить жизнь самоубийством, бросившись под поезд. Выжил, но потерял левую руку. Несмотря на физическую травму, продолжил рисовать, лепить и писать — упорно и упорно, словно стремясь доказать себе и миру, что сила духа сильнее обстоятельств.
Его заметили благотворители и помогли поступить в Елисаветградскую мужскую гимназию. Там он учился с необычайной жаждой знаний, в то же время посещая вечерние технические курсы. Часть образования получал самостоятельно, сдавая экзамены экстерном. Уже тогда начал печатать свои первые поэзии под псевдонимом Голота в местной печати, одновременно активно работал как инструктор-комсомолец, организовывал ячейки в провинции.
В 1921 году вышел его первый сборник стихов "Тернистый путь к свободе и образованию", который сразу привлек внимание современников. Его поэзия носила ярко выраженный революционный характер, что дало ему поддержку со стороны комсомольских структур. Даже в случаях, когда редакции затруднились печатать его произведения, вмешательство партийных органов "напоминало" им об обязанности поддерживать молодого таланта.
Несмотря на распространенную легенду, подтверждений учения Голоты у Валерия Брюсова в Москве нет. Он активно включился в украинский литературный процесс: вступил в Союз крестьянских писателей "Плуг" почти с момента ее основания, печатался в харьковской периодике и вскоре перебрался в столицу УССР.
В 1927 году Голота присоединился к организации "Молодняк", которая объединяла комсомольских литераторов. К этому времени за его плечами уже было несколько изданных сборников: "Степи — завод" (1925), "В пути соревнований" (1925). Его творчество характеризовали попытки воспроизведения народнопесенной интонации, что, хотя и не всегда получалось безупречно, однако поражало искренностью.
Кроме поэзии, Голота много писал прозу — о молодежи, деревне, городских реалиях, часто опираясь на собственный опыт. Его повести "Далина" и "Аль-Кегаль" яркий пример автобиографической прозы.
Впрочем, жизнь Голоты была далеко не безоблачной. Его пристрастие к алкоголю стало настоящим бедствием. Неоднократные сообщения в печати и воспоминания современников свидетельствуют, что писатель не мог противостоять пагубной привычке. Некоторые свидетельства даже намекают на его сотрудничество с ГПУ, что в те времена могло быть как способом выживания, так и тяжелым моральным бременем.
Его попытки самоубийства были неоднократными, что свидетельствует о глубоком внутреннем кризисе. Однако в самые трудные моменты находились те, кто вытаскивал его из бездны, как это было, когда его спас писатель Бузько.
После нескольких лет творческого застоя, во времена Второй мировой войны, Голота снова появляется на горизонте. Работает на радиостанции "Днепр", а после увольнения Харькова — в газете "Социалистическая Харьковщина". Впоследствии поселяется в Снятине, работает в газете "Ленинская правда", руководит пионерским клубом, иллюстрирует произведения украинских писателей.
В 1947 году написал драматическое произведение "Отаманская схрона". В 1948 году вышел на пенсию, проведя последние годы жизни в тишине провинциального городка. Умер Петр Голота 8 ноября 1949 года, оставив после себя сложное, противоречивое, но безусловно интересное литературное наследие.




