• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Годованец Никита Павлович

Биография Годованец Никита Павлович

Никита Годованец — баснописец, учитель, узник системы и подвижник украинского слова

Родился Никита Павлович Годованец 26 сентября 1893 года в селе Викнина, что тогда входило в Терновскую волость Каменец-Подольской губернии (ныне Гайворонский район Кировоградской области). Происходил из простой крестьянской семьи, в которой с детства приучали к труду, уважения к знаниям и языку. Именно сельское детство, с его образами, диалектом, наблюдением за человеческой природой и стало той основой, на которой впоследствии будет его многогранное творчество.

После учебы в Степашанской учительской школе продолжил получать образование на двухлетних подготовительных курсах для поступления в университет. В те годы работал сельским учителем — преподавал в церковно-приходских школах сел Орловка и Бубновка Подолье. В то же время формировался и как писатель: уже в 1913 году на страницах киевского еженедельника "Маяк" появляются его первые стихи. Это было осторожное, но уверенное начало.

События Первой мировой войны не обошли стороной и Никиту — с 1914 по 1918 год он служил в армии. После возвращения домой снова учительствовал, но жизнь постепенно вела его в сторону журналистики и литературного труда. Он работает в редакциях газет «Красный край» (Винница) и « Советская Волынь» (Житомир), где не только редактирует, но активно публикует собственные тексты, среди которых — стихи, фельетоны, басни.

Уже в 1920 году появляется его переводный сборник "Басни и песни" Демьяна Бедного, изданная политотделом 41-й стрелковой дивизии. А через несколько лет, в 1927-м, свет увидел первую книгу оригинальных басен Никиты Годованца. «Неимущий Клим». Это произведение стало настоящим прорывом: на фоне перемен в обществе, идеологической перестройки и сельских трансформаций, Годованец тонко соединил народную мудрость с актуальными темами времени.

В течение 1920-1930-х годов он издает ряд небольших сборников, где чувствуется дыхание эпохи — агитационные, программные, но вместе с тем образные, с юмором и глубоким знанием человеческой психологии. Басня для Годованца была не просто жанром, а способом говорить о важном, минуя запреты и цензурные ловушки.

Но 1937 год стал роковым. 31 января его арестовали. По постановлению особого совещания при НКВД от 13 июня того же года его сослали на Средний Колыму. Эти десять лет – mdash; изоляция, холод, истощение, молчание. И хотя о подробностях этого периода он говорил немного, известно, что вернулся из лагерей только в 1947 году. Полностью реабилитирован был только десять лет спустя — 11 сентября 1957 года, когда военный трибунал Киевского военного округа официально отменил решение 1937 года.

По возвращении он поселился в Каменец-Подольском, где полностью посвятил себя литературному труду. Не сломавшись, не озлобившись, Никита Годованец продолжил писать — басни, переводы, перепева, а также исследование истории жанра. Он становится наставником для молодых авторов, проводит творческие семинары, передает знания и вдохновение.

В 1950-60-х годах вышли его самые известные сборники: «Басни» (1957), «Заячья математика» (1961), «Ландыш и Лопухи» (1966), «Талантливая Треска» (1967). Это уже не просто образцы народной басни — это философия в форме аллегории, это уроки нравов, высказанные с добродушной иронией. Особенно плодотворным стал его труд над переосмыслением классического наследия: античные басни Эзопа, произведения мастеров эпохи Возрождения, французских и германских авторов — все это обрело новую жизнь в его интерпретациях.

Его книги «Река мудрости. Басни за Эзопом» (1964), «Веселый педант» (1965), а также грандиозный труд «Басни зарубежных баснописцев в перепевах и переводах Никиты Годованца» (1973) стали свидетельством его исключительного труда не только как автора, но и как исследователя, популяризатора мировой культуры.

Умер Никита Павлович Годованец 27 августа 1974 года. Но его слово, его басня, его мудрость — остались с нами. Он — один из тех, кто пронес украинское слово через бури времени, сохранил тепло народного юмора даже в самые темные годы и дал украинской басне новые, крепкие корни.