Василий Гайворонский: писатель, не покорившийся забвению
Василий Андреевич Гайворонский (14 января 1906 г. — 13 ноября 1972 г.) — яркая фигура украинской литературы, чей жизненный и творческий путь тесно переплетен с испытаниями эпохи. Родился он в Константиновке в Донбассе, где с юности был окружен духом труда и индустриализации, что отразилось и в тематике его первых произведений.
Еще в молодости Гайворонский активно влился в литературный процесс Донбасса: был членом литературной группы "Убой" и Всеукраинской ассоциации пролетарских писателей Его рассказы и повести охотно печатались в ведущих региональных изданиях, таких как "Литературный Донбасс". В 1933 году Харьковское государственное издательство издало его книгу "Пугачевская рудня", однако из-за политических преследований произведение практически не попало к читателям. В том же году началась масштабная кампания репрессий: Гайворонского, как и многих собратьев, обвинили в "троцкизме" — удобной этикетке для уничтожения инакомыслящих.
По показательным обвинениям крылась настоящая цель: окончательная русификация Донбасса и искоренение украинской культурной жизни. После арестов Гайворонского и его коллег "Литературный Донбасс" стал "Литературным Донбассом", где украинский язык уступил место русскому. Василий сам описывал эти события в письмах к издателям: "На нас, украинцев, надвинулись черные волны репрессий. Украинское слово в Донбассе начали стирать с памяти".
Спастись писателю удалось благодаря побегу: скрываясь на Кавказе, он избежал ареста, а в 1944 году переехал во Львов. Оттуда эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, где прожил до конца своих дней.
Эмиграционный период стал новой вехой в его творчестве. Он плодотворно сотрудничал с западно-украинской периодикой, его произведения выходили во многих эмигрантских изданиях. Среди важнейших — рассказ "Еще одна любовь" (1946), "А мир так хорош" (1962), "Заячий пастух" (1962). Стоит упомянуть и юмористический рассказ "Сенсация отвращения’я", который был напечатан в Буэнос-Айресе в альманасе "Метла" (1963), а также сборник "Циркачка", увидевший свет в 1986 году в штате Колорадо.
Тематика произведений Гайворонского эмиграционного периода разнообразна: он писал как о тоске по родному краю, так и о приключениях украинцев в новом мире. В рассказах на американскую тематику ("Двое друзей и мистер Пит", "Сенсация отчаяния") с юмором и щемящей иронией изображены трудности адаптации эмигрантов в чужой культуре.
Всю свою жизнь Василий Гайворонский оставался верен Донбассу: именно родной край, его шахтерские города и села становились декорацией для его лучших произведений. В рассказе "Циркачка" и в повести "Мир так хорош" он изображает обычных людей со сломанными судьбами — тех, кого репрессировала и уничтожала система.
Его вклад в украинскую культуру за границей был признан: среди имен выдающихся писателей диаспоры, переписывавшихся с Дмитрием Нитченко (Австралия), фигурирует и фамилия Гайворонского наряду с именами Ивана Багряного, Уласа Самчука, Владимира Винниченко.
Разделяя творческий путь на два больших периода — советский (1920-1930-е) и эмиграционный (от 1940-х до смерти), можно четко увидеть глубокую эволюцию тематики и стиля Гайворонского. Если в 20-х годах преобладала производственная тематика, проникнутая романтикой труда на Донбассе, то в зрелом периоде творчества он сосредоточился на психологических портретах, драме личности в условиях тоталитаризма и эмигрантской жизни.
Василий Гайворонский умер 13 ноября 1972 года в Филадельфии, оставив после себя яркое литературное наследие. Его могила находится на украинском кладбище в Баунд-Бруке — свидетельство того, что даже вдали от родной земли он остался верен Украине.
Слово Василия Гайворонского, наполненное болью за судьбу народа и надеждой на будущее, и сегодня обращается к нам — тех, кто способен беречь и лелеять память о тех, кто творил украинскую культуру в самые трудные времена.




