• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Ефремов Сергей Александрович

Биография Ефремов Сергей Александрович

Сергей Александрович Ефремов: жизнь, наука, борьба

Сергей Александрович Ефремов, известный публицист, историк литературы, философ, общественный и политический деятель, происходил из рода, тесно связанного с духовенством. Его мать была из рода Крамаренков, а по родительской линии – mdash; из Охрименко, чья фамилия позже трансформировалась в «Ефремов». Это было не редким явлением в XIX веке, ведь духовные школы часто меняли украинские фамилии на более «латинизированный». или русско-канцелярский строй. Именно о такой традиции вспоминал и Мордовец в своем произведении «Звонарь».

Родился Сергей Ефремов 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1876 года в селе Пальчик Звенигородского уезда в Киевской области, в семье сельского священника. Первоначальное образование получил в Киевской духовной семинарии, что было естественным шагом для потомка духовного состояния, однако стремление к свободомыслию и широким горизонтам побуждало его к поступлению на юридический факультет Киевского университета, которое он окончил в 1901 году.

С ранних лет Ефремов проявил себя не только как талантливый литературовед, но и как активный публицист и общественный деятель. Его деятельность охватывала различные сферы: он стоял у истоков создания Украинской демократически радикальной партии, «Общества украинских поступающих», а позже — «Украинской партии социал-федералистов». В период Центральной Рады определенное время исполнял обязанности секретаря межнациональных дел, что свидетельствовало о высоком уровне доверия к его авторитету в обществе.

После поражения освободительной борьбы и установления советской власти Ефремов в 1920 году уехал за границу, но уже через год вернулся на Родину, воспользовавшись провозглашенной амнистией. Несмотря на сложные обстоятельства, он посвятил себя научной работе. В 1919 году он был избран академиком Всеукраинской академии наук, а с 1923-го — вице-президентом ВУАН. Он руководил историко-филологическим отделом, возглавлял Комиссию по составлению биографического словаря деятелей Украины, активно работал в Совете Историко-литературного общества.

Дневники ученого, позже использованные следствием как «доказательства», выявили его глубокое критическое отношение к социально-политической ситуации не только царской эпохи, но и советской. Он остро анализировал недостатки новой власти, среди которых — обезличивание индивида, истребление крестьянства, всевластие лжи, доносов и нравственного унижения. По его мнению, такая система не способна долго существовать: она либо удушит сама себя, либо будет свергнута обществом. Именно эти честные и открытые соображения стали основанием для обвинения его в выдуманном деле "Союза освобождения Украины". (СВУ), где Ефремова объявили главой «антисоветской организации».

Ефремов оставил после себя огромное научное наследие — более трех тысяч публикаций. Среди них особое место занимают его основательные исследования творчества таких украинских классиков, как Иван Котляревский, Тарас Шевченко, Марко Вовчок, Афанасий Мирный, Иван Франко, Иван Нечуй-Левицкий, Иван Карпенко-Карий, Михаил Коцюбинский. Но самым влиятельным стал труд "История украинской письменности". в двух томах (1924), которая вызвала значительный резонанс и среди поклонников, и среди критиков.

Основным подходом в своей историко-литературной концепции Ефремов считал не эстетическую ценность произведения, а идейную. Он рассматривал украинскую литературу как борьбу за три ключевые идеи: свободу личности, национальное освобождение и народность. Такой подход не все воспринимали безоговорочно. Николай Зеров, хотя и не соглашался с методологией, признавал огромное значение этого труда, фактически заложившего канон украинской письменности. Впоследствии он отметил, что эта система постепенно трансформируется под влиянием новых открытий и переосмыслений, однако ее фундаментальная важность остается неоспоримой.

В 1929 году Ефремова арестовали. В течение нескольких месяцев он держался, отрицая свою причастность к СВУ, как и большинство из 45 арестованных. Однако под давлением сфабрикованного следствия вынужден был подписать «признание», в котором с иронией «признал», создавший несуществующую организацию «Братство украинской государственности» (БУД) и был лидером СВУ. Он откровенно высмеял фантазии о вооруженном восстании, назвав их оторванными от реальности и лишенными какой-либо логики.

На скамье подсудимых оказались десятки интеллигентов — ученые, писатели, учителя, студенты, священники. Процесс проходил в Харьковском оперном театре и продолжался 40 дней. В народе его прозвали зловещим спектаклем — «Опера СВУ: музыка ГПУ». Сергея Ефремова приговорили к 10 годам заключения — максимального к тому времени срока. До истечения этого срока он не дожил всего три месяца — умер в лагере ГУЛАГа 10 марта 1939 года.

Только через полвека, в августе 1989 года, Пленам Верховного Суда УССР официально реабилитировал Ефремова вместе с другими осужденными по делу СВУ. В постановлении говорилось: в их действиях не обнаружен ни один состав преступления. Этот акт стал не просто юридическим исправлением, а моральной сатисфакцией, хотя и слишком поздней. для тех, кто отдал свою жизнь на алтарь украинской науки и свободы мысли.