Анатолий Андреевич Димаров — один из украинских прозаиков, чей путь к признанию оказался длительным и тернистым. Его талант вызревал не в литературных салонах и не под крышей государственного протектората, а среди реалий, в которых настоящее слово часто должно пробиваться сквозь плотный занавес идеологического запрета и цензурных ограничений. Родился он 5 мая 1922 года в учительской семье на Полтавщине, а первые уроки жизни и мужества извлек не из учебников, а из адского опыта войны, оккупации и партизанской борьбы.
Его прозу отличает особый психоэтнический колорит, глубоко укорененный в мировосприятии украинского народа. В своих произведениях Димаров никогда не возносил себя над материалом — напротив, он давал простор истории и жизни высказаться от себя, без высокопария, но с правдой, не оставляющей равнодушным. Именно поэтому жанр «историй» — сельских, городковых, городских — стал для него любимым форматом, в котором он достиг художественной зрелости.
Несмотря на то, что широкое признание пришло к нему только после публикации романной эпопеи «И будут люди» (1964 – 1968), а впоследствии — «Боль и гнев» (1974, 1980), за которую он получил Шевченковскую премию, на самом деле первое читательское признание пришло гораздо раньше. Романы «Его семь» (1956) и «Идол» (1961) имели популярность, хотя и не были озарены официальным вниманием. Однако это не останавливало писателя, который оставался верен себе и правде, даже когда царил догматизм.
Его романы — это не просто литературные произведения. Это хроники боли, выживания, щемящей человечности и ежедневной борьбы с безнадежностью. В произведении «И будут люди» Димаров показал, что даже во мраке голодомора, гражданской войны и насильственной коллективизации народ не потерял главного — чувство достоинства и любви к жизни. Эта жизнь, хоть и потрепанная бурями истории, все равно не теряла способности прорастать — пусть даже в виде просто сваренного в немецком шлеме картофеля, как в символическом эпизоде, когда героиня романа, Анна Лавриненко, просто готовила еду, не думая ни о символах, ни о фронтовых газетчиках, уже составлявших громкие фразы.
Димаров умел рассказывать о сложном просто. Его произведения дышат тихой болью, но никогда не отчаиваются. Он искал смысл — не в громких лозунгах, а в том, что формирует человека как личность. Так появились его сельские истории — в частности, сборник «Зинский щенок» (1969), которая раскрывала душу украинского села со всеми его приметами, недостатками и добродетелями.
Сборники «Выстрелы Ульяны Кащук» (1978) и «Сельские истории» (1987) продолжали эту линию. Герои Димарова — преимущественно пожилые люди, видевшие смерть, но оставшиеся верными человечности. Их сила — в моральном сопротивлении, в нежелании предать себя даже в самые темные времена.
<Д>И Димаров не ограничивался только селом. В книгах «Городские истории» (1987) и «Боги на продажу. Городские истории» (1988) он обращается к образам уже иного, урбанизированного мира — сломанных судеб, искаженных ценностей, утраченного равновесия между личным и общественным. Герои его новелл борются — не ради идеи, а чтобы сберечь свою душу. В таких рассказах, как «Терминальная история», «Детям до шестнадцати», «Крылья», «К сыну», он снова и снова задает вечный вопрос: что останется от человека, когда из него выжмут совесть?
В более поздних произведениях все чаще появляется саркастическая нота — словно терпение, годами удерживавшее авторскую речь в тоне смиренного соучастия, постепенно уступает возмущению. В «Золе Клааса», «В тени Сталина» он затрагивает темы, которые ранее были запрещены для художественного выражения. Особой является повесть «Самосуд» (1990) — горький рассказ о справедливости, который приходит тогда, когда официальная система уже давно потеряла к ней интерес.
Не менее глубок и романный цикл «И будут люди» — не просто эпопея, а масштабное духовное полотно, где сохранение национальной памяти выводится на уровень художественного и нравственного императива.
Димаров — писатель, сумевший увидеть человека по обстоятельствам, не изменить истине, даже когда за это приходилось платить тишиной и запретом. В его текстах нет риторических выкрутасов. Есть правда. И есть боль — не рвущий, но точащий, оставляя в читателе след.
Он оставил после себя немалое литературное наследие — честный, глубокий и по-украински открытый миру. И пусть его герои варят картофель в шлеме, а не произносят манифесты, — именно в этом и есть самая глубокая правда о народе, которому он служил словом всю жизнь.




