Михаил Афанасьевич Драй-Хмара — поэт, переводчик, литературовед и профессор, один из самых ярких представителей украинского культурного ренессанса 1920-х годов, трагически завершившийся под катком сталинских репрессий.
Родился он 10 октября 1889 года в селе Малые Каневцы на Золотонощине — ныне это территория Чернобаевского района Черкасской области. Семья имела казацкие корни, что в те времена означало не только принадлежность к крепкой крестьянской культуре, но и глубокое уважение к образованию и труду. В детстве Михаил пережил утрату матери — событие, несомненно, оставившее след в его тонкой, лирической душе. Отец же, невзирая на трудности, смог дать сыну хорошее образование: сначала — в Золотоношской школе, а впоследствии — в Черкасской гимназии.
1906 Драй-Хмара поступил в престижную Коллегию Павла Галагана в Киеве, где учился рядом с будущими литературными товарищами — в частности, Павлом Филипповичем. Здесь он не просто получал знания — формировал себя как интеллектуала, погруженного в культуру и слово.
В 1910 году он стал студентом историко-филологического факультета Киевского университета. Благодаря блестящим успехам после окончания учебы (1915) его оставляют при кафедре слововедения для научной деятельности. Еще до Первой мировой войны он успевает посетить ряд европейских городов — Львов, Будапешт, Загреб, Белград, Бухарест — где работает в библиотеках и архивах, обогащая свое понимание славянских литератур.
Во время войны, как стипендиат, работал в Петроградском университете, но уже в 1917 году возвращается в Украину. В течение 1918-1923 годов он преподает в Каменец-Подольском университете, а впоследствии — в Киеве, где занимает должность профессора кафедры украиноведения медицинского института. Параллельно работает в Научно-исследовательском институте языкознания при ВУАНе.
Драй-Хмара был членом литературной группы "неоклассиков", наряду с Зеровым, Рыльским, Филипповичем и Плужником. Но в отличие от своих собратьев, в его поэзии всегда жила особенная, трепетная эмоциональность. Влияние символизма не покидало его до конца. Его язык — живая, красочная, часто неожиданная. В стихах — неологизмы, народная фразеология, языческая метафорика. К классической форме сонета, которую так ценили неоклассики, он обращается только в конце 1920-х годов. При жизни поэта увидел свет только один сборник — "Прорастень" (1926). Остальные — "Солнечные марши" и "Железный горизонт" — остались в рукописях до конца 1960-х годов.
Как ученый, Драй-Хмара обладал глубокими знаниями в славянских литературах. Он успешно работал в области сравнительного литературоведения, однако успел опубликовать только одну монографию — "Леся Украинка" (1926), что до сих пор считается ценным вкладом в исследование ее творчества.
Начало 1930-х стало для него периодом тревоги и неопределенности. 21 марта 1933 г. его впервые арестовывает ГПУ по подозрению в контрреволюционной деятельности. Доказательств не нашли, и уже в мае он был уволен, хотя формально следствие прекратили только в 1934 году.
Да это была только прелюдия к трагедии. Осенью 1935 года — новый арест. Его обвиняют в связях с националистической организацией, которая, как и многие другие дела того времени, была сфабрикована. Дело Драй-Облака объединяют с делами других украинских интеллигентов — в частности, П. Филипповича и М. Зерова. Но и тогда Михаил не сломался. отрицал все обвинения, до конца сохраняя достоинство.
28 марта 1936 года Особое совещание при НКВД вынесло приговор: пять лет исправительно-трудовых лагерей. Его отправили на Колыму. Там, в нечеловеческих условиях, он продолжал сопротивляться системе — за что в 1938 году ему "добавили" еще десять лет заключения за вымышленные преступления.
Официальная версия свидетельствует, что он умер 19 января 1939 года от сердечной недостаточности. Однако существует и другое свидетельство. По воспоминаниям П. Василевского, Драй-Хмара в апреле 1939 года добровольно встал в шеренгу на место смертника — тем самым спас другого человека. Этот поступок — как вершина его человеческого благородства.
Только через полвека — 28 ноября 1989 года — дело Драй-Облака пересмотрели в Магаданской области, и поэт был посмертно реабилитирован.
Сегодня фигура Михаила Драй-Облака — это символ интеллигентского достоинства, мужества и глубины мысли. Его поэзия, жизненная позиция, научные труды — это неотъемлемая часть украинского культурного наследия. Он был человеком, который не изменил себе, даже когда за это нужно было заплатить собственной жизнью.




