Олесь Васильевич Донченко (1902 – 1954) — украинский поэт, прозаик, драматург и детский писатель, чей жизненный и творческий путь ярко отражает трагическую судьбу поколения украинских художников, сформированных во время постреволюционных надежд и уничтоженных волнами политических репрессий и идеологического давления.
Родился Донченко в 1902 году в славном казацком городке Большие Сорочинцы на Полтавщине, однако детство провел в селе Багачка Первая, где его отец работал учителем. Уже в десять лет будущий писатель вместе с семьей перебирается в Лубен, ставшие для него второй родиной. Именно здесь он поступил в гимназию, где получил основательное образование и где его освободили от платы за обучение как сына педагога. Гимназические годы были периодом становления: Донченко начал писать стихи, сначала на русском языке. В 1918 году дебютировал на украинском языке на страницах газеты "Родной край" со стихотворением "Журная песня".
Окончив гимназию 1920 года, юноша сразу был задействован в культурно-образовательной работе: его направили учительствовать в село Остаповку. Вернувшись через два года в Лубен, работал журналистом в местной газете "Зарево", позже переименованной в "Красную Лубенщину". В 1924 году Донченко вступает в ряды Красной армии, где служит в известной Первой Красноказачьей дивизии — сначала как обычный конник, а впоследствии как полковый учитель. Этот опыт стал основой для его повести "Золотой паучок".
В 1926-м, после демобилизации, переезжает в Харьков — культурной столицы тогдашней Украины, где начинает работать в Государственном издательстве Украины в юношеском секторе. В литературный процесс Олесь вошел еще во время военной службы, когда готовился к печати его первый сборник стихов "Красная писанка" (1926). В 1928 году появился его второй сборник стихов "Окраины". Однако наибольший резонанс в творчестве того периода имели его прозаические произведения.
Донченко становится заметной фигурой в кругу комсомольских писателей, присоединившись к организации "Молодняк". Его пьеса "Комсомольская захолустье" (1927) и повесть "Золотой паучок" стали событием в культурной жизни. Последняя вызвала оживленные дискуссии, в частности, из-за нарушения тем интимной жизни молодежи. Эти произведения были актуальны, дерзки, откровенны, но также стали причиной жесткой критики. Донченко обвиняли в порнографии, а его литературные эксперименты — в идеологической неблагонадежности.
После кратковременного пребывания в организации "Пролитфронт", организованной Николаем Хвылевым, Донченко постепенно отходит от тем взрослой литературы. Его последние серьезные произведения для взрослой аудитории — роман "Море отступает" (1934), повесть "Прочная почва" (1936), "Шахта в степи" (1949) — не имели такого влияния как ранние работы. Все больше он сосредотачивается на детской литературе.
С начала 1930-х Олесь Донченко погружается в мир детского творчества. Его опыт преподавателя, редактора юнсектора, а также тонкое понимание детской психологии делает его одним из самых популярных детских писателей Украины. Он создает десятки книг, которые читают школьники всех возрастов. Донченко также является автором сценария к одному из первых украинских мультфильмов — "Тук-тук и его приятель Жук" (1935).
Во время Второй мировой войны писатель находится в эвакуации в Казахстане, а по возвращении поселяется сначала в Харькове, впоследствии окончательно возвращается в Лубны, где жил до самой смерти. Умер Олесь Донченко в 1954 году на 52-м году жизни.
После смерти писателя издательство "Молодежь" в 1957-1958 годах издало шеститомное собрание его произведений, однако туда вошли только детские произведения. Его самые смелые и оригинальные прозаические поиски 1920-х годов так и остались за пределами официального канона.
Олесь Донченко — это пример художника, которому обещали будущее, но не позволили реализоваться в полной мере. Его ранние произведения были предвестниками нового украинского модерна, однако время и система заставили его умолкнуть. В то же время его вклад в развитие детской литературы неоспорим, а жизнь — достойное осмысление не только как история личности, но и как метафора судьбы украинского писателя первой половины ХХ века.




