• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Днепровая Чайка

Биография Днепровая Чайка

Днепровая Чайка (Людмила Алексеевна Василевская-Березина) — выдающаяся украинская писательница, поэтесса, прозаикиня, драматургиня, переводчица, одна из самых ярких фигур в литературном процессе конца XIX — начала XX века, посвятившей жизнь развитию национального слова, просветительской деятельности и формированию детской литературы.

Родилась 1 ноября 1861 года в селе Зеленый Яр (ныне Домановский район Николаевской области) в семье сельского священника. Детские годы провела на юге Украины — у края, позже ставшего органической частью его поэтического мира. Окончила Одесскую гимназию в 1879 году, после чего работала сначала как домашняя учительница, а затем — как учительница в сельских школах Херсона. Там она непосредственно столкнулась с жизнью крестьян, которая стала почвой для ее будущих художественных размышлений.

Поэтический дар начал проявляться еще в юношеские годы. Первые стихи — в частности, "На смерть Тургенева" — были напечатаны в "Одесском вестнике" 1883 года. Через два года писательница впервые опубликовала свои произведения на украинском языке: в альманасе "Нива" появились стихи "Весточка", "Песня" и рассказ "Знахарка", что поразило фольклорной подлинностью.

После бракосочетания в 1885 году она переехала в Херсон, где ее муж занимал должность губернского статиста. Здесь писательница продолжила активную литературную работу — создавала поэзии, прозу, либретто к детским операм, в частности сотрудничая с Николаем Лысенко.

В 1887 году ее произведения начали появляться на страницах западноукраинских изданий: в "Первом венке", "Звонку", "Правде", "Заре". Наибольшее внимание читателей и критики зажили поэзии в прозе, носившие символический, импрессионистический характер, полный философских подтекстов. Среди них — "Тень несозданных созданий", "Морское сердце", "Две птицы", "Волна", "Тополь".

Активную общественную деятельность Днепровая Чайка вела в киевском центре "Просвіти", работала над популяризацией украинского языка и культуры, поддерживала политических заключенных, из-за чего в 1905 году была арестована. Всю свою жизнь она последовательно стояла на основе гуманизма, демократизма, духовного возрождения.

Художественная манера писательницы формировалась под влиянием Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Пушкина, а также западноевропейских классиков — Шиллера, Байрона, античных авторов. Она сочетала эмоциональность с глубоким психологизмом, а символизм — с социальной ангажированностью.

Проза Днепровой Чайки богата социальными подтекстами. В рассказах "Ночью", "На Соленом", "Вольтер'янец", "Мститель" писательница исследовала глубинные изменения в украинском селе, внутренний мир людей на фоне исторических потрясений — революций, войн, публичных сдвигов. В произведениях "Крестонос", "Прекрасный", "В школе" прослеживается психологическая драма личности, внутренний конфликт между личным и всеобщим.

Особое внимание в ее наследии занимают "Морские рисунки" — поэтические миниатюры, открывающие перед читателем внутренний космос человека, его связь с природой и стихией. Это — "Девушка — чайка", "Скала", "Буревестник", "Скачки", "Плавные горят" — произведения, свидетельствующие о импрессионистическом чутье мира и родственники ее с Ольгой Кобылянской и Василием Стефаником.

Невозможно не упомянуть и о ее весомом вкладе в детскую литературу. Она писала сказки, стихи, либретто для детских опер ("Коза-Дереза", "Господин Коцкий", "Зима и весна"). Ее творчество для детей — это не только развлечение, но воспитание сердца и ума через добро, фантазию, поэзию.

Днепровая Чайка была также активной переводчицей. Она переводила произведения Лермонтова, Пушкина, Лагерлефа, знакомила украинского читателя с европейской классикой. Ее статьи по педагогике, рецензии, публикации в "Звонку" и научных журналах — еще одна грань ее подвижнического труда.

В 1909 году здоровье писательницы резко ухудшилось, и она выехала на лечение в Одессу. Через несколько лет болезнь вынудила ее покинуть активную творческую деятельность. Умерла Днепровая Чайка 13 марта 1927 года. Похоронена в Киеве, на Байковом кладбище.

Ее имя навсегда осталось в памяти украинской литературы как символ изящества, мужества, глубины мысли и духовной преданности украинскому делу.