• чехлы на телефоны
  • интернет-магазин комплектующие для пк
  • купить телевизор Одесса
  • реклама на сайте rest.kyiv.ua

Биография Буревий Кость Степанович

Биография Буревий Кость Степанович

Кость Урагана: трагедия несгибаемого духа

Кость Степанович Буревий (настоящая фамилия, вероятно, была другая; пользовался псевдонимами Эдвард Стриха, Костя Соколовский, Варвара Жукова, Нехтенборенг) родился 2 августа 1888 в селе Большие Меженки на Воронежщине в многодетном украинском. Его детство прошло в русскоязычной среде, где ощущалась нехватка образования и материальных ресурсов: у отца было много детей, но мало земли.

Из-за трудных условий Костя закончил только начальную сельскую школу, а дальнейшее образование получал своими силами — преимущественно в тюрьмах и в ссылках. Уже в 15 лет он присоединился к русской Партии социалистов-революционеров (эсеров) и начал публиковаться в подпольных изданиях. С самого начала его жизнь была связана с борьбой за свободу: революционная деятельность привела его к первому аресту 1905 года за участие в аграрных беспорядках.

За время своих многочисленных заключений Костя самостоятельно овладел польским и французским языками, получил аттестат зрелости и впоследствии поступил на Высшие коммерческие курсы в Петербурге. Участник двух революций — В 1905 и 1917 годах он был не только непосредственным участником, но и организатором революционного движения, возглавляя рабочие и крестьянские советы, выступая депутатом Всероссийского Учредительного Собрания от эсеров.

После Октябрьского переворота 1917 года Ураган стал одним из руководителей антибольшевистских восстаний на Поволжье, организатором "меньшинства ПСР", критиковавшей реставраторские тенденции партии. В этот период его деятельность привлекла внимание ЧК, и Ураган впервые попал в их списки.

Разочаровавшись в политических реалиях, в начале 1920-х он оставил активную политику и сосредоточился на литературной деятельности. Написал ряд книг, в частности "Колчаковщина", "Поэт белого знамени", "Распад". Работал редактором в издательстве "Сельхозсоюз", которое специализировалось на литературе для сельского населения.

Проживая в Москве, Ураган активно поддерживал украинскую общину, в частности, добивался государственного финансирования для украинских культурных заведений в России. Именно в этот период появились его литературные статьи и очерки, а также громкий труд "Европа или Россия", повлекший полемику с Николаем Хвылевым.

Кость Ураган также создал яркую сатирическую фигуру — Эдварда Стриха, олицетворение приспособленца и бездарного карьериста советских времен. Этот образ стал символом сокрушительной критики советской литературной бюрократии. Именно благодаря такой остроте сатиры его произведения "Зозендропия", "Опортуния", "Четыре Чемберлены" вызвали большое беспокойство в органах власти.

В то же время Ураган работал над более серьезными историческими темами, в частности над драмой "Павел Полуботок", где изобразил трагический образ украинского гетмана, который стал жертвой имперской политики Москвы.

В 1930-х годах репрессии против украинской интеллигенции нарастали. Ураган оказался без работы, перебивался случайными заработками под псевдонимами. Его преследовали, травили в печати. В 1934 году он был вынужден перебраться в Москву, надеясь избежать ареста. Однако вскоре его имя появилось среди "террористов-билогвардейцев", и уже в декабре того же года он был арестован вместе с рядом других видных деятелей украинской культуры.

13–15 декабря 1934 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу. Приговор был исполнен 15 декабря 1934 года.

Литературное наследие Костя Буревия охватывает поэтические сборники, сатирические пародии, исторические драмы, литературоведческие труды, среди которых выделяются:

  • "Колчаковщина", "Поэт белого знамени", "Распад";

  • "Хаммы" (1925), "Зозендропия", "Опортуния" (1930), "Четыре Чемберлены" (1931);

  • "Мертвые петли. Тюремные мемуары";

  • историческая драма "Павел Полуботок";

  • литературоведческие труды "Три поэмы" (1931) и "Амвросий Бучма" (1933).

Жизнь урагана стала примером несокрушимости духа, непокоренной борьбы за идеалы свободы и правды, которая была безжалостно оборвана в эпоху великого террора.