Василий Петрович Бобинский (1898–1938)
Василий Бобинский родился 11 марта 1898 года в городке Кристинополь (теперь Червоноград) во Львовской области, в семье железнодорожника. Его юность пришлась на бурные времена перемен, и уже в школьные годы он проявил чрезвычайный интерес к литературе и истории. Образование получал в гимназиях Львова и Вены, что заложило фундамент его широкого мировоззрения.
В 1916 году Бобинский вступил в ряды Украинских Сечевых Стрельцов и принял участие в боевых действиях Первой мировой войны. Именно тогда начали появляться его первые литературные попытки. Уже в 1920 году он принимает решение присоединиться к Красной армии и становится убежденным коммунистом, мечтая о будущем социальной справедливости.
Оказавшись в Киеве, Василий знакомится с украинскими модернистами Яковом Савченко и Дмитрием Загулом. Однако осенью 1921 года он возвращается во Львов, уже оккупированный Польшей, и погружается в активную журналистскую и редакторскую деятельность. Он участвует в издании как легальной, так и подпольной печати органов КПЗУ, активно переводит модернистов, в частности Артюра Рембо.
В силу своей революционной деятельности Бобинский дважды оказывается за решеткой — в 1923 и 1926 годах. В 1927-м становится редактором журнала "Вікна", который объединял вокруг себя пролетарских писателей Галиции. Благодаря его усилиям в мае 1929 года состоялось первое совещание пролетарских писателей Западной Украины, и была создана литературная группировка "Гроно".
В 1930 году, избегая преследований польской полиции, Бобинский с семьей переезжает в Харьков, где поступает в аспирантуру Института литературы имени Тараса Шевченко. Он верил в возрождение украинской культуры в УССР, однако реальность оказалась гораздо более жестокой. Его жизненный путь трагически напоминает судьбы многих деятелей "Расстрелянного Возрождения".
В декабре 1933 года его арестовали органы ГПУ, обвиняя в сговоре против Советской власти и связях с польскими разведслужбами. Несмотря на отрицание своей вины, во время допросов Бобинский был вынужден "признаться" в принадлежности к УВО. В 1934 году его приговорили к трем годам исправительно-трудовых лагерей и направили на строительство канала Москва-Волга. Там под новым обвинением его снова арестовали и 28 января 1938 года расстреляли.
Творчество Василия Бобинского объединило в себе верность идеям национального и социального освобождения, эстетизм модернистской поэзии и стремление к гражданскому служению. Первые его стихи были полны надежды на лучшее будущее Украины, призывом к самопожертвованию ради ее свободы. Однако с течением времени акценты смещаются — национальное освобождение уступает идее освобождения мирового пролетариата.
Иван Франко стал для Бобинского не только литературным образцом, но и духовным ориентиром. Это особенно видно в его поэме "Смерть Франко", где поэт через аллегории, пейзажные образы и глубинный трагизм осмысливает судьбу не только выдающегося писателя, но и целого поколения.
Несмотря на сильный социальный уклон его творчества, Бобинский оставался тонким лириком. Его сонетный венок "Ночь любви" (1923) раскрывает красоту человеческих чувств, где телесное и духовное сплелось в гармоничное единство. В цикле "Будущий метеор" (1924–1925) природа стает вечной и прекрасной, даже на все человеческие трагедии.
К сожалению, поэту не удалось найти равновесие между идеалами любви, красоты и жестокими реалиями социальных битв. Его творчество все больше подвергалось влиянию революционной риторики, но даже в поздних произведениях звучит нота тоски по потерянному гармоничному миру.
Одними из самых ярких свидетельств его внутреннего драматизма являются строки из цикла "Распятый скрипач", где он грустно размышляет о кровавой реальности:
"Куда пошли те убийцы
С кровавыми мечами?
Это были люди, люди
С красными сердцами!"
Василий Бобинский оставил после себя значительное творческое наследие: поэтические сборники "В притворе храма", "Поэзии. Книга первая" (1919), "Ночь любви. Сонеты" (1923), "Тайна танца" (1924), "Поэзии 1920–1928" (1930), "Слова в стене" (1932), а также публицистику — "Поэмы и памфлеты" (1933). Его поэзия и сегодня остается свидетельством глубокой веры в идеалы и трагического столкновения этих идеалов с суровой действительностью.




