Аврам Пинхусович Абчук: трагическая судьба художника и гуманиста
Жизнь Авраама Абчука — это не просто страница истории украинско-еврейской литературы. Это пример, как несокрушимая сила таланта и духа может прорасти даже в самых жестоких условиях. Это история юноши, который из бедного луцкого дома пробил себе путь в обширную литературу, но был уничтожен тоталитарной системой, не терпевшей инакомыслия.
Аврам Абчук родился в 1897 году в Луцке, в семье мелкого служащего. Семь была многодетной, и уже в пятилетнем возрасте парня отдали в хедер — еврейской начальной школы с религиозным уклоном. Однако получить дальнейшее светское образование в городской гимназии он не смог: помешала жестокая имперская политика так называемой «процентной нормы», которая ограничивала доступ евреев к образовательным учреждениям в Российской империи.
В тринадцать лет Авраам покидает дом и отправляется в Киев — города, что впоследствии станет для него и пристанищем, и сценой для литературного взлета, и трагическим финалом. Живя без поддержки и постоянной крыши над головой, он работал и искал себя. Именно в один из вечеров в рабочем клубе, где юноша привык бывать, состоялась встреча, изменившая всю его жизнь: там выступали выдающиеся поэты — Давид Гофштейн, Перец Маркиш, Лейб Квитко и Давид Бергельсон.
Стыд, исполненный надежды, юный Абчук протянул одному из художников тетрадь своих стихов. Давид Гофштейн, перечитав написанное, увидел на нем неординарный талант. Узнав, что у парня нет ни жилья, ни семьи рядом, он предложил ему убежище и помог устроиться воспитателем во вновь детский дом для бездомных. Именно с этого момента началось становление Абчука как писателя и человека культуры.
Его первые произведения, опубликованные в еврейской периодике, сразу же получили признание. Критики заметили: на еврейском литературном небосводе сошла новая звезда. Он не ограничивался художественными текстами — новеллами, очерками, — но и активно обретал знания. Окончил Киевский институт народного образования, а позже присоединился к коллективу Института еврейской культуры при Академии наук УССР как один из первых ученых.
В 1930-х годах наступил период творческого расцвета Авраама Абчука. Именно тогда выходят его сборники новелл, критические статьи, научные разведки, появляется роман Гершл Шамай, который закрепляет за ним репутацию мастера большой прозы. Его произведения переводились на языки народов СССР. Он был активным членом ВУСПП (Всеукраинского союза пролетарских писателей), даже исполнял обязанности секретаря организации. В августе 1934 года вместе с Тычиной, Рыльским, Микитенко, Панчем, Бажаном и другими участвовал в Первом Всесоюзном съезде писателей в Москве. Во время Первого Всеукраинского съезда был единогласно избран председателем еврейской секции.
Казалось, его будущее как художника и гражданина наконец-то определено: заслуженное уважение, активное участие в культурной жизни, признание критики и коллег. Но история знала другой сценарий. В 1937 году маховик сталинского террора вовсю уничтожал лучших представителей интеллигенции.
27 сентября 1937 года Авраама Абчука схватили прямо на улице в Киеве. В тот же день его жену вместе с младенцем — сыном Уильямом — выгнали из квартиры, а затем депортировали из города. Абчук оказался в руках НКВД, где ему, как и многим интеллигентам того времени, предъявили стандартное абсурдное обвинение: «шпионская деятельность в пользу иностранного государства».
Никаких доказательств, никакого реального следствия — все работало как хорошо отлаженный конвейер. Через две недели, 10 октября 1937 года, писатель был расстрелян. Его имя исчезло с книжных полок, архивов, литературной жизни. Семью лишили права на покой и защиту. Судьба Абчука стала еще одним свидетельством циничной машины уничтожения, действовавшей в СССР в 1930-х.
После смерти Сталина началась постепенная реабилитация репрессированных деятелей культуры. Союз писателей Украины выступил с инициативой пересмотреть дело Абчука. Особую роль в его реабилитации сыграли Владимир Сосюра и Максим Рыльский, предоставившие блестящие характеристики своему коллеге. 13 октября 1956 г. Верховный Суд СССР признал предыдущий приговор незаконным, дело пересмотрел и отменил решение Особого совещания НКВД. Авраам Абчук был официально реабилитирован — правда, уже посмертно.
Сегодня имя Аврама Абчука нуждается в возвращении к культурной памяти. Его тексты, его жизненная стойкость, его борьба за место для еврейского и украинского слова в тоталитарном пространстве заслуживают глубокого внимания. Это не просто биография писателя. Это — история эпохи.




