спектакль Город Киев 2026-01-25 15:00 Театр Юного Зрителя (ТЮЗ)
- Автор - Валерий Подмогильный
- Режиссер-постановщик – с. а. Украина Артур Артименьев
- Сценография и костюмы – Алексей Вакарчук
- Музыкальное решение - с. а. Украина Артур Артименьев
- Хореография - Оксана Чала
«Город» в Театре Юного Зрителя: на сцене — роман, опередивший время
На сцене Театра Юного Зрителя оживает одно из сильнейших произведений украинского модернизма — роман «Город» Валерия Подмогильного. Написанное в 1927 году, это произведение стало смелой заявкой на уровень западноевропейской литературы и навсегда запечатлелось в украинском культурном пространстве как глубокий, жесткий и честный рассказ о человеке в урбанистическом лабиринте.
Произношение ТЮЗа — первая попытка театрального осмысления этого сложного многослойного текста. И она поражает уже тем, что не пытается втиснуть весь роман в рамки хронометража, а подает его как серию иллюстраций. — живых, острых и точных эмоциональных эскизов, позволяющих зрителю самостоятельно погрузиться в атмосферу времени, города и человека, который в нем ищет себя.
Степан Радченко: между селом и мегаполисом
Главный герой спектакля — Степан Радченко, юноша из села, что приезжает в Киев, чтобы учиться, реализовывать свои идеи, стать чем-то большим, чем был до сих пор. Его путь — это не только географическое перемещение из провинции в центр, но прежде всего внутренняя трансформация. В нем борются амбиции и совесть, желание «вписаться» в новую действительность и страх потерять себя. Он хочет завоевать Город, но наконец-то понимает, что Город также ведет свою игру — непредсказуемую, обольстительную и жестокую.
Город как персонаж
Интересно, что в спектакле Город предстает не только фоном, а полноценным действующим персонажем. Киев 1920-х годов — город двулик: с одной стороны, это пространство новых идей, модернизации, эмансипации, литературных кружков, где молодежь ищет смыслы и стилистику новой жизни. С другой — это бюрократическая, обезличенная среда, где человек быстро превращается в винтик системы, теряя собственный голос.
Именно это двойное лицо столицы режиссер спектакля подчеркивает особенно отчетливо. Город — одновременно магнит и ловушка. Его нельзя ни полностью полюбить, ни окончательно отвергнуть. Степан то увлекается блеском витрин и бурлеском городской жизни, то испытывает глубокое отвращение к лицемерию, отчуждению и фальше.
Выбор режиссера: форма, подчеркивающая содержание
Режиссер-постановщик спектакля находит смелое и в то же время изощренное решение: он не стремится воспроизвести роман дословно. Вместо этого он предлагает зрителю образную мозаику — своеобразные фрагменты, оттеняющие главные конфликты текста. Зрительно это оформлено через символику, динамическую сценографию, игру со светом и тенью, которые становятся метафорой раздвоенного внутреннего мира героя.
Актёрская игра дополняет замысел режиссера — сдержанная, но глубоко эмоциональная. Она не подталкивает к однозначным выводам, оставляя простор для размышлений и сопереживания. Это не морализаторство, а приглашение к диалогу.
Город — как зеркало нас самих
«Город» — это не только о Киеве межвоенного периода. Это о любом большом городе и каждом из нас, кто однажды оказывался на развилке между мечтой и компромиссом. Это история о том, как идеалы со временем обрастают удобными оправданиями, искренние порывы глушатся гулом окружающей жизни. Степан Радченко — не герой, и не антигерой. Он — обычный человек, который ищет себя, ошибается, пробует, изменяет и учится принимать последствия своих решений.
Что после спектакля?
Выйдя из зрительного зала, каждый останется наедине с вопросами: смог ли Степан остаться верным себе? Следует ли покорять Город, если он требует пожертвовать частью себя? А может, именно это пожертвование — и есть цена взросления?
Произношение «Город» — это не просто сценическая адаптация романа. Это глубокое, щемящее переосмысление тем, которые с каждым годом звучат все актуальнее. И именно поэтому это произведение хочется перечитать снова — уже после того, как его увидел на сцене.


































