спектакль Царь Эдип Киев 2025-12-20 16:00 Театр на Подоле
- Режиссер-постановщик, музыкальное оформление, пластика - Давид Петросян
- В спектакле звучит музыка - Ильи Разумейко, Романа Григорива и Арво Пярта
- Художник-постановщик и художник по костюмам - Анна Шкрогаль
- Художник по освещению - Сергей Невгадовский
- Видео - Александр Братинов
- Звукорежиссер - Сергей Шевченко
- Помощник режиссера - София Людвиченко- Татьяна Антонова
ЦАР ЭДИП
Софокл был не только драматургом, но и воином. Его трагедии — это всегда нечто большее, чем просто литературные шедевры. Это глубокие размышления о человеческой природе, власти, грехе, судьбе и вине. И среди всех его произведений именно «Царь Эдип» считается вершиной античной трагедии — текстом, пережившим век и каждый раз обретавший новое звучание в эпохах кризиса.
Пьеса написана в V веке до нашей эры, когда Греция жила между войнами и надеждами. Софокл вывел на сцену не просто царя, а человека, олицетворяющего идеал власти: сильного, справедливого, ответственного. И в то же время — человека глубоко трагического, потому что именно стремление истины приводит его к падению.
Театр — как борьба и очищение
Для древних греков театр был не просто зрелищем, а духовным опытом. Спектакли создавались в форме соревнований, а зрители приходили не за неожиданностями сюжета — они хорошо знали мифы. Их захватывало не что произойдет, а как именно будет прожита и раскрыта история. Именно поэтому трагедия «Царь Эдип» — это не только о мифе, это о пути героя в поисках правды, какой бы болезненной она ни была.
Сюжет — как древний миф и современный вызов
Все начинается с беды: Фивы охвачены чумой, люди гибнут, и царь Эдип ищет ответы. Он обращается к оракулу, который сообщает: источник бедствия — в безнаказанном убийстве предыдущего царя. С этого момента пьеса превращается в настоящий психологический детектив, в котором главный герой расследует преступление, не подозревая, что распутывает нить собственной судьбы.
Когда-то Эдип покинул родительский дом, чтобы избежать пророчества: убить отца и жениться на матери. Но, убегая, он только ускорил неминуемое. В другом городе он становится героем, правителем, женится на Йокасте — женщиной, которая окажется его матерью. И когда, шаг за шагом, правда выходит наружу, перед ним встает выбор: принять свою вину или закрыть глаза.
Эдип выбирает правду. Даже если она разрушает все. Даже если она лишает его короны, чести, зрения. Он наказывает себя сам, выкалывает глаза, чтобы не видеть мира, в котором стал причиной трагедии, и отправляется в изгнание, не как слабый, а как сильный — тот, кто нашел в себе силу признать все и жить дальше.
Стена — как зеркало ХХ века
Постановка Театра на Подоле не просто интерпретирует классику. Она ведет диалог с современным зрителем. История Эдипа оказывается удивительно актуальной: как часто мы боимся узнать правду? Как часто мы верим, что управляем своей жизнью, в то время как обстоятельства — словно незримая судьба — уже давно проложили наш путь?
«Царь Эдип» — это трагедия о каждом из нас, кто ищет ответ, борется с внутренними демонами и принимает сложные решения. Это напоминание об ответственности — перед собой, людьми, историей.
Проект реализован при поддержке Стабилизационного фонда, инициативы по поддержке культурных и образовательных организаций, пострадавших в результате войны против Украины. Благодаря этой поддержке древнегреческая трагедия оживает в новом звучании, становясь эхом не только прошлого, но и нашей реальности.


















































