Абрам Яковлевич Каган — выдающийся еврейский писатель и педагог, чья жизнь и творчество стали отражением сложной и насыщенной эпохи советской истории. Родился 27 декабря 1900 года в Бердичеве, в семье мелкого торговца. С ранних лет проявлял интерес к литературе и образованию, что впоследствии определило его жизненный путь.
После окончания местного коммерческого училища в 1919 году, Каган посвятил себя преподаванию в трудовых школах, одновременно сотрудничая с еврейскими периодическими изданиями, такими как газета «Эйникайт». В 1922 году переехал в Харьков, где начал активно публиковаться, выпустив в 1923 году свой первый сборник стихов на идише под названием «Karbn» («Борозда»). В 1925 году издал поэму «Триполье». С этого времени сосредоточился на прозе, создавая произведения, отражающие жизнь еврейского населения в Советском Союзе.
Среди его известных произведений — сборники новелл «Свинья», «Обломки», «Рассказы», а также романы «Инженеры» (1932), «Арн Либерман» (1934) и «Шолом Алейхем», последняя из которых стала первой художественной попыткой воспроизведения образа знаменитого еврейского писателя Шолом-Алейхема. Его творчество отличалось глубоким психологизмом и стремлением передать внутренний мир героев, что сделало его произведения актуальными и сегодня.
Во время Великой Отечественной войны Каган эвакуировался в Башкирию, а после её окончания вернулся в Киев. Однако в январе 1949 года был арестован по обвинению в космополитизме, как и многие другие еврейские писатели того времени. Был приговорён к 15 годам лагерей, но в январе 1956 года реабилитирован и вернулся к литературной деятельности. Одним из его поздних произведений стал роман «Преступление и совесть», посвящённый делу Бейлиса, которое всколыхнуло общественность в начале XX века.
Личная жизнь Кагана была наполнена трагедиями: его сын Лев погиб на фронте при обороне Севастополя, а дочь стала театроведом. Жил в Киеве в доме писателей «Ролит». Умер 17 декабря 1965 года и был похоронен на Байковом кладбище.
Творчество Абрама Кагана оставило значительный след в еврейской и советской литературе, отражая сложные судьбы людей в эпоху перемен и испытаний.




